антиутопия апокалиптики

Окт 25 2014

большое дело сделано – домучил «облачный атлас», иначе и не скажеш:) ушло не много, не мало – недели две (ну и что, что > 700 страниц:), для меня что-то похожее на рекорд или подвиг разведчика. отзыв будет в любимой форме:

несколько заметок
о совершенно другой книге

который раз убеждаюсь, что даже самым зазывным отзывам надо верить очень-очень осторожно. потому что есть много других хороших мнений, а есть мое, и – немного другое:) точнее — с другой мотивацией. плюрализм мнений, применительно к литературе – это хорошо?

отзывов об этой книге в сети и правда навалом, и один другого живописнее:

«Об «Атласе» практически невозможно говорить с теми, кто его не читал и можно говорить до бесконечности с читавшими».
«Автор соединяет в этой книге несколько героев, несколько жанров, несколько повествовательных манер и делает это виртуозно».
«….все шесть историй этого романа создают яркий калейдоскоп красок, на игру которых можно долго любоваться».

и прочая, прочая. количество +/- отзывов – даже не классические 80/20, а где-то 90/10. читать? читать! что я и честно пробовал сделать пару раз. но вышло – только с третьей попытки:)

как бы сформулировать свои мысли, чтобы не клонировать повторять чужие?

заметка №2. стиль каждого героя

сюжетные линии и композиция – собственно большинство отзывов об этой книге завернуты вокруг и около этих двух моментов (а что, правда – больше не о чем вспомнить, дочитав книгу?). все шесть сюжетных линий (+ шесть главных героев, ++ шесть оригинальных стилей изложения), тихой сапой ведут нас вперед – из 19-го века в век 20-й, потом совсем в наше время, потом все дальше и дальше в будущее, где цивилизации наступает что-то похожее на конец….

заметка №3. ломаные линии

сюжетные линии ведут нас вперед – а потом назад, снова в 19-й век. каждая новая история начинается, обрывается на середите и продолжается во второй половине книги. проще всего это изобразить схематически, взяв за основу содержание:

Тихоокеанский дневник Адама Юинга……………………………………………………7
?…Письма из Зедельгема……………………………………………………………………….57
?…?…Периоды полураспада: Первое расследование Луизы Рей……..117
?…?…?…Страшный суд Тимоти Кавендиша……………………………………….189
?…?…?…?…Оризон Сонми-451………………………………………………………….241
?…?…?…?…?…П’ереправа возле Слуши и все ост’альное………………..329
?…?…?…?…Оризон Сонми-451………………………………………………………….427
?…?…?…Страшный суд Тимоти Кавендиша……………………………………..483
?…?…Периоды полураспада: Первое расследование Луизы Рей……531
?…Письма из Зедельгема……………………………………………………………………591
Тихоокеанский дневник Адама Юинга………………………………………………635

.
как уже отмечалось, каждая история выдержана в своем стиле и жанре, где-то это путевые заметки, где-то детектив с погонями, эпистолярий, интервью-антиутопия и еще что-то.

ну все, обязательную программу я выполнил, теперь можно переходить и к собственным мыслям:)

заметка №4. лоскутное одеяло

«Обе эти недели провел в музыкальном зале, перерабатывая отрывки, накопившиеся за год, в «секстет накладывающихся соло»: фортепьяно, кларнет, виолончель, флейта, гобой и скрипка, причем у каждого инструмента свой язык — своя тональность, гамма и тембр. Сначала каждое соло прерывается последующим, а потом все то, что было прервано, возобновляется по окончании предыдущего, в обратном порядке. Революция или выпендреж?»

вот так, рекурсивно, словами одного из героев, автор объясняет композицию своей книги. неудивительно, что музыкальное сочинение, о котором идет речь, называется «облачный атлас» (а любители романа могут попробовать отождествить каждого из шести героев, с перечисленными музыкальными инструментами. интересно, кем будет сам композитор — флейтой или кларнетом?)

да, местами разные истории пересекаются, так, например о путешествии юинга по тихому океану в 19-м веке (линия №1), мы узнаем потому, что эту книгу читает композитор роберт фробишер в первой половине 20-го века (линия №2), о чем мы узнаем из его писем, попавших в руки журналистки луизы рей, это уже ближе к нашему времени (линия №3) и тэ дэ. «дом, который построил джек» — в чистом виде.

это может завораживать, если по-настоящему проникнуться: журналистка читает письма композитора, который читает книгу о путешествии нотариуса, с которого все началось и которым все закончится. как там в анекдоте: «женщина …. открывает сумку, достает кошелку, закрывает сумку, открывает кошелку, достает кошелек, закрывает кошелку, открывает сумку, убирает кошелку, закрывает сумку, открывает кошелек….» как-то так:)

если такой «матрешки» достаточно, чтобы считать одной книгой — шесть разных историй, то замечательно, но все время чтения меня не покидало ощущение, что «облачный атлас» это — сборник из шести разных историй, которые зачем-то причудливо перемешали.

заметка №5. интеллектуальный бестселлер

а что — так на обложке написано:) ну, про бестселлер я спорить не буду, а вот про интеллектуальный….

что делает литературу интеллектуальной? наверное совсем не то, что герои могут легко и ненавязчиво упомянуть (к месту и не очень) нормана мейлера, вацлава гавела, ингрид бергман, королеву гиневру и даже сида роттена:) так-так, щас я попробую тоже:)

одним из источников, натолкнувший автора на кровопролитные события в «п’ереправе возле слуши» (линия N6), вполне могут быть эпизоды битвы за гуадалканал во время второй мировой войны, точнее авторская интерпретация этой битвы, показанная через столкновение двух племен островитян. если же говорить о метафоричности романа, то эта история пастуха закри, говорящего на странном-вырождающемся языке, может поспорить с известной австралийской(!) кинокартиной «пикник у висячей скалы»: размытая, расплывчатая, непознаваемая и неопределенная жизнь, больше похожая на сон — и все это на фоне заката цивилизации. какая была причина глобальной катастрофы, которая привела к такой деградации? автор не говорит прямо, но есть все основания предполагать, что это могло быть столкновение с землей малой планеты из пояса астероидов, что-то подобное уже было в истории 65 млн. лет назад, когда вымерли все динозавры. но небольшую часть людей дэвид митчелл пощадил….

это я попробовал написать «в тему» псевдоинтеллектуальный текст, взяв за основу заголовки трех случайных статей из википедии:))) вышло довольно топорно, но все же — дает примерное представление о том, как запросто можно вставить произвольные (но умные:) слова, значения и понятия — в текст на произвольную тему.

просто, не все золото, что блестит, и не все интеллектуальная литература, где упоминаются верлен, рембо, хичкок и «и цзин»:) подобные аллюзии и прямые отсылки у борхеса или умберто эко выглядят изящно и волшебно, они прочувствованы, переосмыслены и искусно вставлены. в романе митчелла они стоят — искусственно.

ну да, старый уже прикол про снобов: ну есть такая категория людей — им обязательно надо ввернуть в разговоре пылкую любовь к глинтвейну или там сигаретам «житан», причем ни глинтвейна, ни «житан» они даж не разу не пробовали. правда же, есть что-то похожее:)

по-моему, в конце подзаголовка «интеллектуальный бестселлер» совсем не помешает — вопросительный знак:)

заметка №6. иногда они возвращаются

применительно к «облачному атласу» тема реинкарнации мне кажется несколько надуманной. хотя, если судить по отзывам — некоторым читателям прямо-таки хочется видеть во всех шести историях книги — переселение одной и той же души. некоторые подсказки автор нам дает — вот луиза рей, читающая письма роберта фробишера, обнаруживает, что у нее точно такое же родимое пятно — в форме кометы. (и говорит сама себе: «Я просто не верю в эту чепуху»).

это же родимое пятно, мелькает и при описании других персонажей. достаточно ли этого, чтобы говорить о перерождении? сложно сказать. кстати, в книге есть одно очень интересное место, где издатель тимоти кавендиш читает триллер, который написала «дама-автор хилари в. хаш». это триллер о (придуманной?) журналистке луизе рей. да-да, той самой которая читает письма композитора, который читает путевые заметки нотариуса, с которых начинается и которыми заканчивается роман (говорю же — роман-матрешка:). но я отвлекся. вот что думает кавендиш об этом триллере:

«Один-два момента подлежали удалению: например, инсинуация насчет того, что Луиза Рей была реинкарнацией этого паренька, Роберта Фробишера»

это более чем намек на тему новых воплощений, с этим все же придется согласится (чувствительные/впечатлительные натуры могут испытать эстетический восторг от осознания мистического процесса: переродившаяся в луизу рей, душа композитора роберта фробишера, теперь глазами луизы рей читает — его, фробишера, письма. ну и другие подобные моменты есть в «облачном атласе»:)

и еще один пассаж — из рассуждений пастуха закри, с более чем прямой аллюзией на название книги:

«Души путешествуют по врем’нам подобно т’му, как путешествуют по небесам облака, и, хоть ни очертания, ни окраска, ни размеры облака не остаются теми же самыми, оно по-прежнему облако, и так же точно с душой. Кто может сказать, откуда приплыло это вот облако аль кем станет эта вот душа завтра? То’ко Сонми есть и восток, и запад, и компас, и атлас, ей, единственный атлас облаков».

ах, да, много цитат, но приведу еще одну, она-то все и объясняет: «Если путешествовать достаточно долго, то встретишь самого себя».

если проникнуться всем этим и сложить воедино весь этот сложный пазл этой книги — то полученной картиной можно только восторгаться:)

заметка №7. самая короткая

интересно, а как все эти сложные сюжетно-композиционные завороты романа можно будет воплотить в фильме?

заметка №8. глаголю: добро есть

искать философский подтекст, да тем более в интеллектуальном бестселлере — сегодня это признак хорошего тона. ну а на примере шлимана мы знаем, что кто ищет, тот всегда найдет. видимо я плохо искал:(

на самом деле все проще — если бы передо мной стояла задача написать три абзаца про философскую/духовную составляющую этого романа — я бы говорил о теме добра и зла. в книге очень много злого, практически в каждой истории: предательство друга/знакомого адама юинга, откровенный плагиат «покровителя» композитора роберта фробишера, перманентная охота на журналистку луизу рей, и прочая-прочая, вплоть до жестокого уничтожения/порабощения племени закри-который-пасет-коз. но где он, луч света в темном царстве?

автор был бы слишком жесток, создав только жестоких персонажей — нет, есть там и положительные герои. отравленный и ограбленный адам юинг был спасен островитянином аутуа, которому он сам до этого спас жизнь — в общем, тут круг воздаяния замкнулся.

в самой последней главе, впавший в философские раздумья июнг размышляет о судьбах цивилизации: «…в один прекрасный день чисто хищнический мир непременно пожрет самого себя. Да, дьявол будет забирать тех, кто позади, пока позади не окажутся те, кто был впереди. Эгоизм индивидуума уродует его душу; эгоизм рода человеческого ведет его к уничтожению». и мир будет практически уничтожен, правда не совсем так, как это виделось юингу, но гораздо быстрее, чем он мог предположить:(

но даже и в этом, почти что погибшем и заново рождающемся дивном новом мире, находится место для искренне-добрых поступков. вот такой эпизод в книге меня оч сильно торкнул, думаю, о нем можно рассказать отдельно.

заметка №9. любимое место

предсказание богини сонми было изящным, но непонятным:

«Первое: Если руки горят, оставь эту веревку, не разрезай.
Второе: Если враг спит, оставь его горло, не п’ререзай.
Третье: Если бронза горит, оставь этот мост, не п’ресекай»

.
непонятным до тех пор, пока не стало сбываться в жизни закри-который-пасет-коз. первого совета он послушался, второго — нет, и из-за этого теперь позади погоня. впереди — мост, где бронзовые распорки отливают на солнце. сможет ли он убедить свою спутницу мероним (у которой есть родимое пятном в форме кометы:), что этот единственный путь к спасению, не станет — единственным путем к спасению?

дословно пересказывать содержание — очень неблагодарное дело. дам лишь подсказку — о том, что «выхода нет» пишут на дверях, которые все равно куда-то ведут:)

и к вопросу об интеллектуальной литературе — вот в каком месте надо было бы упоминать «и-цзин», там довольно широко развита тема благоприятного/неблагоптияного времени перехода через реку.

заметка №9,5. слова из книги

виртуозные цитаты — вот наверное то, что остается надолго после прочтения. тут такого добра — большой выбор, и себе в «эверноут» я скопировал штук тридцать, не меньше:) вот всего несколько:

«Обними врага своего … чтобы не дать ему ударить тебя».

«…ей необходимо распрощаться со своими докоперниковскими воззрениями, согласно которым Вселенная вращается вокруг ее персоны»

«Постучал в окно, спросил по-французски, не спасет ли она мне жизнь, в меня влюбившись»

«…чтобы толпа пела тебе Осанну, ты вначале должен въехать в город на осле» (больше всего понравилось:)

«Двусмысленность ее слов, взглядов и прикосновений слишком уж недвусмысленна, чтобы быть случайной.»

«Все это лишь самую малость больше, чем перечень преступлений, глупостей и несчастий человечества.»

«Неограниченная власть в руках ограниченных людей всегда приводит к жестокости.»

«….то, что чудовищно, не обязательно является невозможным.»

«Дубы живут по шестьсот лет. Двести, чтобы вырасти, двести, чтобы жить, и двести, чтобы умереть.»

«Второй закон о выживании состоит в том, что второго закона нет. Ешь или будь съеденным. Вот и все.»

вот и все:)

ps. выложено испешшиали фо Kottonik

Нет ответов пока

Вы должны ввойти чтобы оставить комментарий.