что такое хорошо, и что такое плохо

Сен 10 2014

есть определенный (и довольно большой) круг произведений, которые нужно прочитать именно в подростковом возрасте – повзрослеешь, и будешь только недоумевать: «да что такого в этой книге?» роман бёрджесса «заводной апельсин» как раз и относится к этой категории:)

«что приоритетнее: свобода выбора или всеобщий порядок?» – наверное так можно сформулировать главный вопрос, который автор ставит перед читателем. вопрос сложный, противоречивый и более чем глобальный в своей постановке, и спорить тут можно до бесконечности и даже дольше. благо и предмет спора есть – малолетний отморозок, которому медицинским способом «вправили мозги», получив на выходе индивида, с четким неприятием насилия в любой форме.

ну да – медицина творит чудеса, и наш герой теперь согласен лизать ботинки своего мучителя, лишь бы он не трогал его, и много еще на что согласен. можно долго спорить о том, насколько это адекватное воздаяние за все его отвратительные поступки, но гораздо важнее другое – в романе показано и то, что весь этот пацифизм и «непротивление злу насилием» не находит в его душе никакого отклика, это механический, искусственным образом навязанный процесс доброты, против которого решительно протестует все его сознание.

У тебя больше нет свободы выбора. Тебя сделали способным лишь на социально-приемлемые действия, сделали машиной, производящей добродетель.

и тэ дэ. является ли создание таких «роботов доброты» – вариантом исправления преступников? вопрос посильнее чем «фауст» гёте, тут ушш без преувеличений. автор довольно четко показывает свою позицию – его герой при первой же возможности вновь возвращается к прежнему образу жизни, и хоть где-то в голове его и мелькают мысли, что можно жить совсем по-другому, лично я уверен, что одними мыслями это и ограничится. и все будет по-прежнему.

Нет ответов пока

Вы должны ввойти чтобы оставить комментарий.