на краю пропасти

Июн 18 2016 Опубликовал в самое-самое

«А Рим по-прежнему безумствовал»
чтение во многом стереотипно, и открывая новую книгу, читатель уже чего-то ждет, на что-то рассчитывает, иначе почему он выбрал именно эту книгу, а не любую другую, стоящую рядом на полке? :) и вот из того, насколько сбудутся эти его ожидания, и складывается будущая оценка произведения.
приступая к знакомству с этой книгой, я знал о ней лишь самые общие моменты – это роман о жизни первых христиан в римской империи, гонениях, которыми они и подвергались и на фоне всего этого – любовь аристократа к молодой христианке. и в целом, мои ожидания были не напрасными – «камо грядеши» оказался добротным историческим романом, раскрывающим последние годы правления нерона. автор досконально изучил эту эпоху, привнеся в роман множество исторических лиц, событий, нарисовав довольно детальную картину быта и нравов того времени.*
РИСУНОК (может быть обложку с крестом?)
символика креста, находит в книге довольно широкое воплощение – крест из веточек самшита лигия дарит вицинию, крестным знамением апостол петр благословляет собратьев, крест служит объектом поклонения, и на крестах распинают христиан в амфитеатре. по сути, автор излагает события с привычной для него (= католической) точки зрения, а не стремится к их более глубокому осмыслению.*
но я ждал от книги большего! не просто романа о том, как «любовь нечаянно нагрянет»* и преодолеет все трудности или классификацию гладиаторов*, нет. мне хотелось в первую очередь развитой христианской составляющей, как это, например, в книге сюсако эндо «молчание». ну да – распятый на кресте христианин последними словами прощает своего врага или апостол петр проповедует о том, что не надо страшится грядущих испытаний, ибо они только приближают к Господу, но – но как-то не очень глубоко все это, не проникновенно. не «молчание» в общем, и не «легенда о великом инквизиторе»*.
примерно такая же ситуация и с романтической линией. эволюция чувств вициния к лигии – от банальной похоти до возвышенной любви, происходит стремительно, но при этом и совершенно непонятно, чего бы этот погрязший в разврате аристократ, вдруг сподобился на высокие чувства,* вплоть до самопожертвования.* ну да, так сильно на него повлияла лигия, но непонятно, непонятно, непонятно – чего он в ней нашел. опять же, собственно духовный путь героя прост и неказист, и отринув языческие культы он принимает крещение. из контекста романа непонятно до конца, насколько глубоко он сознавал христианское вероучение (был ли знаком, например, с евангелием, или, хотя бы нагорной проповедью), или просто ориентировался на внешние проявления – благочестивые поступки других христиан. а может быть просто хотел таким образом приблизить к себе лигию – или кто-то сомневается, что пылко влюбленный молодой человек способен на безрассудные поступки?*
и много еще в романе, с чем не соглашаешься, по крайней мере, на первый взгляд (т.е. без протяжных размышлений), и так вплоть до самого финала. в принципе, неумолимый «закон жанра», требовал смерти если не красавицы-лигии, принесенной в жертву кровожадной толпе, так хотя бы вициния, не пожалевшего жизни ради нее. но в плане «сладкой парочки» в романе хэппи-энд, и герои сходят со сцены, освобождая в последней главе место для петрония, а в эпилоге так вообще для нерона, и заставляя задуматься – а кто же в этой книге на самом деле был главным героем?*

аллюзии и примечания:
на краю пропасти – для заголовка использован пассаж из романа.
почему он выбрал именно эту книгу, а не любую другую, стоящую рядом на полке – как я говорю в таких случаях – «любое действие можно оспорить», и ничего на свете не может спасти от рокового вопроса «почему ты поступил именно так?» :))
картину быта и нравов того времени – штамп, ага:) хорошо хоть обращаю на них внимание, хуже если и замечать перестану. но куда лучше – сразу исправлять их:)))
по сути, автор излагает события с привычной для него (= католической) точки зрения, а не стремится к их более глубокому осмыслению – как, например, это делает михаил булгаков в «ершелаимских главах». на самом деле, приведенную выше подпись к иллюстрации можно безболезненно сократить до фразы: «лично у меня есть большие сомнения в использовании символики креста ранними христианами».
любовь нечаянно нагрянет – слова из известной песни.
классификацию гладиаторов – к слову, необычайно интересная информация:) все эти мирмиллоны в тяжелом вооружении и ретиарии с сетью и трезубцем. пора бы уже и запомнить, а то который раз забывается:)
«легенда о великом инквизиторе» – вложенная история из романа федора достоевкого «братья карамазовы», по сути – квинтэссенция христианского вероучения.
совершенно непонятно, чего бы этот погрязший в разврате аристократ, вдруг сподобился на высокие чувства – не самое подходящее сравнение в этом случае, но какое-то сходство с «мыльными операми» имеет место быть – там тоже любовь случается «внезапно вдруг» и без всяких причин:)
вплоть до самопожертвования – вспомним эпизод, когда вициний передает лигии накидку в тюрьме, чтобы она, под видом рабочего могла выйти на свободу. судьба самого вициния в этом случае была бы вполне предсказуема.
или кто-то сомневается, что пылко влюбленный молодой человек способен на безрассудные поступки? – конечно, довольно смело, называть крещение «безрассудным поступком», но если это было сделано без истинной веры, а из-каких-то сиеминутных устремлений, разве это не так?
вообще, в романе сенкевича достаточно таких, не до конца замотивированных поступков – вот, например, неоднократная духовная трансформация хилона – нищего философа, дошедшего до предательства, вознесшегося до аристократа, ставшего христианином и не убоявшегося мучительной смерти – хронологически, все это происходит довольно быстро, так что впору усомниться – а насколько осознанным был у хилона выбор христианства?

а кто же в этой книге на самом деле был главным героем? – главный герой может быть не тот, кто кажется на первый взгляд. сколько раз уже убеждался в этом – последний раз совсем недавно на примере книги александра чудакова «ложится мгла на старые ступени». все по закону гурана, ага:)

Нет ответов пока

Вы должны ввойти чтобы оставить комментарий.