память, говори

Июн 18 2016

мысль о том, что книга, аппелирующая к личному опыту, вызывает куда больше симпатий, подтвердилась и на этот раз.* это какой-то особый (и особо продуктивный, вдохновенный) вид чтения, через погружение в собственные воспоминания. и снова воспоминания носили книжный характер:)
небольшая по объему книга, содержит несколько десятков этюдов* на разнообразные литературные темы – тут и книги, выпущенные анонимно, и продолжения известных произведений, первые шаги русской прессы, отечественные переложения зарубежных бестселлеров, многое, многое другое. вот только про литературные мистификации – всего три главы, а тема то необъятная и очччень интересная.
РИСУНОК ????
«точек сцепления» с собственным опытом в книге предостаточно – вот автор рассказывает про наделавшую шуму сатирическую книгу эраста перцова «искусство давать взятки» (1830 г.), а я вспоминаю, что остановившись в казани во время своей поездки в оренбургский край, пушкин заходил в гости к перцову и играл с ним в шахматы. студентом, мне было интересно посмотреть на этот дом, он совсем рядом с университетом, ничего особо примечательного кроме того, что здесь был вася пушкин.
еще однин казанский знакомый пушкина – иван великопольский, известный во многом благодаря тому, что играл в карты с великим поэтом. я делал про него доклад на конференции, сейчас проверим, многое ли забылось с тех пор:
с тобой мне вновь встречаться довелось,
певец любви – то резвой, то унылой,
играешь ты на лире очень мило,
играешь ты довольно плохо в штос,
пятьсот рублей проигранных тобой –
наличные свидетели тому,
моя судьба сходна с твоей судьбой,
сейчас мой друг узнаешь, почему.
помню, ага:) далее пушкин просит великопольского вернуть ему долг, конечно без всех этих «вашего величества покорнейший слуга» тоже не обходится:))
и далее, далее, далее по глубинам памяти. раз ушш началось про казань, то можно и дальше продолжать. вот у автора упоминается седьмое издание энциклопедии «гранат», издание которой было завершено после революции. я помню это издание на полках отдела справочной литературы университетской библиотеки. первоначально – роскошные тома с золотым тиснением, постепенно сменяющиеся куда более дешевым переплетом.* статья ленина о марксе, упоминается в связи с этим изданием энциклопедии «гранат» довольно часто, и если я ничего не путаю, то сам искал ее – она вышла есчо до революции.
сюда же, в тему энциклопедий, память добавляет выделенное в книге дмитриева упоминание про «энциклопедический словарь» и. березина – издание прекращено в 1885 году на букве «г». запомнилось мне это издание в большей степени потому, что в свое время выяснил название последней словарной статьи – «герцог ангулемский». подробностей его жизни я так и не узнал, но от скрытого очарования его имени не освободился до сих пор:)
можно продолжать про библиотеку казанского университета, и вспомнить отдел редких книг и рукописей, где работал краевед аристов – у него есть очерк про визит александра дюма в казань (1858). в книге валентина дмитриева поездка писателя в россию дается более широко – от петербурга до астрахани и далее – на кавказ, но казань все равно упоминается. сюда он приплыл по волге из нижнего новгорода, эх, аккурат мимо чебоксар:)
или вот – автор рассказывает о двойниках «евгения онегина». на эту тему я в 1993 году подготовил целый разворот в республиканской подростковой газете, и особенно запомнилась мне пародия дмитрия минаева из его «евгения онегина нашего времени»:
я к вам пишу, чего же боле?
в любви признанье – вот те на!
теперь я знаю – в вашей воле,
подумать как скучна она.
сначала я молчать хотела.
недурно было б и молчать!
когда б надежду я имела,
хоть раз в неделю вас встречать,
чтоб только слушать ваши речи…
вот любопытная черта –
не раскрывал пред ней я рта
от первой до последней встречи.
и тэ дэ, там есчо много, да и вообще – подражания «онегину», не говоря уже о подражаниях пушкину вообще – это довольно обширная тема, в любом случае превышающая по объему газетный разворот.
и снова, и снова, и снова, книга заставляет вспоминать эпизоды из собственной жизни – глава «враги библиотек» возвращает меня к истории о «зачитанных» книгах, глава о «дон кихоте» – к забавному случаю со вторым томом этой книги, рассказ о многочисленных изданиях на тему робинзонад, вытаскивает из памяти «затерявшихся в тайге» (хотя вот точно помню – эту книгу я не читал:), упоминание «энеиды» и. котляревского напоминает о том, как эта книга была предложена мне на выбор в игре «билет в историю» (отказался, а може и зря), а попавшийся ближе к концу петр кропоткин напоминает, что у меня недочитана его биография.
и дальше – вглубь памяти, все время вытаскивая оттуда новые фрагменты воспоминаний. все хорошее (даже хорошие книги) когда-нибудь кончается, вот и эта книга заканчивается, и заканчивается экскурсия в прошлое. впрочем, эти интересные прогулки по литературным лесам можно продолжить, взяв в библиотеке какую-нибудь книгу по литературоведению:)

аллюзии и примечания:
память, говори! – для заголовка выбрано название романа владимира набокова.
мысль о том, что книга, аппелирующая к личному опыту, вызывает куда больше симпатий, подтвердилась и на этот раз – самые выразительные примеры – книги «таинственное пламя царицы лоаны» умберто эко и «история чтения» мангуэля.
несколько десятков этюдов – всегда затруднялся с определением жанров, и если бы не определение в книге, написалбы просто – «заметки»:) впрочем, типология жанров – дело необычайно запутанное, так применительно к журналистике классификация тертычного насчитывает 42 жанра. искусственный характер подобной «накрутки» виден хотя бы по тому, что и эпитафия, и некролог нам выделены в отдельные категории.
первоначально – роскошные тома с золотым тиснением, постепенно сменяющиеся куда более дешевым переплетом – прямо сейчас пришла мысль, что по логике вещей должна и орфография поменяться, выпуская энциклопедию без всех этих «ятей» и «еров» на конце слов. интересно было бы взглянуть, есть ли эта энциклопедия в нашей национальной библиотеке?
все хорошее <…> когда-нибудь кончается – строчка из песни
прогулки по литературным лесам – книга умберто эко.

Нет ответов пока

Вы должны ввойти чтобы оставить комментарий.