поезд уходит по расписанию

Май 26 2013

начало фильма не предвещало ничего интригующего: эшелон на фронт и отходит рано утром. и командир отпускает несколько местных жителей по домам, со строгим наказом – возвратиться за час до отхода поезда.

СЮДА КАРТИНКУ 5:40

«Любое опоздание будет рассматриваться как дезертирство. И разбираться с такими будем – по законам военного времени»

по негласному закону жанра, ружье на стене должно выстрелить, а после такого строгого предупреждения – кто-то непременно должен опоздать на поезд (иначе – зачем все это показывают). таких «кто-то» набралось целых четыре человека, и теперь главным их стремлением стало – успеть к разъезду, где у эшелона будет долгая стоянка….

СЮДА КАРТИНКУ!
«по законам военного времени»
мосфильм, 1982.
01:19
режиссер игорь слабневич
в ролях: ольга агеева, владимир широков, борис сморчков, игорь ясулович.
просмотрено 25.05.2013

заметка …. no passaran!

не без приключений опоздавшая команда преодолевает большую часть пути, а перед финальным рывком останавливается в церкви. и вот тут они замечают немецких диверсантов, которые вполне себе свободно проезжают на лодках по берегу (в прифронтовой советской зоне!!!!!) и начинают минироваь мост (стратегический объект!!!!) – если кинематограф способен на преувеличения, то это – оч сильное преувеличение.

впрочем есть и посильнее – вот немец в одиночку подъезжает на лодке к церкви и идет на разведку, есчо что-то насвистывая при этом:

СЮДА КАРТИНКУ 1:02:44

в том, что будет бой, и враги не пройдут, ясно каждому, кто смотрел «а зори здесь тихие». не хотелось бы проводить однозначных параллелей, но определенное сходство сюжета (неравный бой, опытный старшина, диверсанты, железная дорога, остановили ценой собственной жизни и тэ дэ) – все же присутствует.

заметка …. православная тема

в советском кинематографе, старались обходить тему религии, вроде как ее и не было совсем в окружающей жизни. однако, в фильме «по законам военного времени» есть несколько кадров на религиозную тему. вот, старшины рассматривает фрески в церкви:

СЮДА КАРТИНКУ 53:36
— Это чтож, у попов ад такой? Небогато. Вот бы их в штурмовую группу, да на линию Маннергейма!

чуть познее, когда завяжется бой, пули у немцев попадают как раз в эти образа, что штукатурка летит в стороны.

какой вывод можно сделать из этих двух сцен? только то, что режиссер – ярый атеист. но даже если и так, все равно непонятна художественная цель, которую он преследовал, снимая эти кадры.

заметка …. разорванные линии

мне нравится разбирать фильмы/книги и с композиционной точки зрения, тем более, когда в произведении есть сцены с очень большим потенциалом (для развития сюжета), но они – не получают развития.

вот, например, вечером перед отправлением на фронт, борис идет к любимой девушке лёле (она едет в эвакуацию в ташкент).

СЮДА КАРТИНКУ 28:44
— Тебе мало того, что я тебя люблю?

вот в этом месте мне подумалось, что это объяснение в любви в саммый последний момент – это то самое «заряженное ружье чехова», которое должно выстрелить. впрочем – ружье выстрелило уже через несколько минут, когда борис застал ее в другой комнате – с другим одноклассником. дальше ээта сюжетная линия скомкана, и непонятно, зачем она вообще вводилась.

разве что для того, чтобы собираясь в гости, борис переоделся в гражданскую одежду, а тем временем его младший брат глеб, одевший его военную форму, был задержан военным патрулем. по документам он – борис, и его отправляют на эшелон, где он в итоге отправляется на фронт.

ну вот к чему тут открытый финал? да, этот глеб едет на фронт, но лишь до тех пор, пока не попадется на глаза кому-нибудь из командиров: мало того, что по возрасту он не подходит, так еще и в офицерской шинели. в общем – мало не покажется!

так зачем же режиссеру надо было этот псевдооткрытый финал, когда стоит немного вдуматься, как вместо чистого патриотического порыва, где глеб в последних кадрах запрыгивает в вагон, мы получим кучу проблем у этого парня. и никакой военной романтики.

заметка …. резюме

если закрыть глаза на некоторые явные несоответствия, то фильм получился очень неплохой. сюжет развивается динамично и интересно (вот разве что финальный бой, где погибли все четверо героев показан очень быстро), и хотя-бы один раз посмотреть этот фильм – все-таки стоит.

Нет ответов пока

Вы должны ввойти чтобы оставить комментарий.