– Она утонула.
(с) известная история
мне нравятся книги с интересной (= нелинейной) композицией повествования. ну чтобы не с начала до конца все шло друг за другом, а с каким-нибудь выподвертом. в этом отношении книга на «5+», и если первая глава называется «обвиняемый, встаньте…» (а следующая – «существуют ли какие-нибудь законные основания, которые препятствуют вынесению приговора?»)*, то долго думать не надо, чтобы понять — вся предыстория развернется перед нами, пока судья зачитывает этот самый приговор.
такое растяжение реального времени, чем-то напоминает «тайное чудо» борхеса (ну и «случай на мосту через совиный ручей» амброза бирса). правда про пристреленную лошадь убийство говорится уже в первых строчках, что по сути является злостным спойлером, но пока не дойдешь до конца, все еще будешь рассчитывать, что в книге скрыто есчо что-то.
а ничего особенно не скрыто. флешбеком перед нами разворачивается репортаж с танцевального марафона (ну вот лайт-версия «долгой прогулки» стивена кинга, чессное слово:), где главные герои случайные знакомые – роберт и глория, танцуют, танцуют и танцуют – и 700, и 800 часов нонстопом, и борются за главный приз в 1000 долларов.
пары друг за другом выбывают с марафона, круг претендентов на приз сужается, напряжение растет, до конца книги остается все меньше страниц, пистолет выстрелил еще в первой главе, но до сих пор не ясно, за что роберт убил глорию.
неясность останется и после того, как повесть подойдет к концу. хотя, может, кому-то фраза «она меня попросила» и объяснит всю глубину мотивации главного героя. действительно, зачем, подобно достоевскому, копаться и анализировать внутренний мир героя, когда достаточно всего трех слов:)))
* название каждой главы – новая строчка из приговора. что-то подобное встречается у итало кальвино в «если однажды зимней ночью путник…», где названия глав тоже складываются в отдельную историю, но у маккоя вся фишка как раз в том, что сложившись вместе, названия глав – становятся финалом.