наверное, это стереотип, но начиная смотреть военный фильм, подсознательно ожидаешь боевых действий, где «бой в крыму, все в дыму», или что-то подобное. душевные терзания в стиле достоевского – куда менее предсказуемы, хотя, именно военные фильмы – та самая благодатная почва для этого.
впрочем, понятно «по дефолту», что война, как мало что другое, способна раскрыть в человеке и самому ему, зачастую, неизвестные стороны личности: для кого-то – неожиданное мужество перед лицом опасности, для кого-то – столь же неожиданное предательство. и множество, множество промежуточных ситуаций, требующих сложного морального выбора.
КАРТИНКА 57:20
— Согласитесь, жизнь отца, бросившего своих детей – малосимпатична!
— Даже тебе, моему врагу, я не желаю испытать того, что вы со мной сделали. Переводи!
В руки немцев попадают четверо детей командира партизанского отряда, и теперь они хотят, чтобы командир приказал партизанам сложить оружие. В случае согласия ему обещан счет в швейцарском банке и счастливая жизнь за границей, всех партизан обещают помиловать.
«батька»
беларусьфильм, 1971.
93 мин.
режиссер борис степанов.
в ролях: юрий горобец.
просмотрено 24.05.2013
заметка …. сложность выбора
собственно, большая часть фильма о том, что герой переживает, он знает, что не может пожертвовать отрядом за-ради спасения детей, но и терять их – ему тоже невыносимо. вот такая дилемма и переживания, растянутые на целый фильм.
батька хочет показать себя сильным и волевым человеком, но не всегда это удается – мысли исподволь выдают его: «А ты знаешь, браток, что такое отчаяние,- говорит он на собрании,- это когда ты один и поддержать тебя некому». и тут же добавляет, как-бы переходя на другую тему: «А разве ж я один?»
КАРТИНКА С ДЕТЬМИ НУЖНА (ПАМЯТНИК?)
подпись о возрасте
впрочем, он не только раздумывает и переживает – предпринимается попытка освобождения детей, правда все заканчивается неудачей и гибелью исполнителей. а со временем и отряд уменьшается в численности и – трагедия отца, сливается с трагедией командира. режиссер сделал попытку довольно бодрого эпилога в духе соцреализма – дети погибли, но борьба продолжается!!! хорошая аллюзия на «песню о соколе» горького («пускай ты умер, но капли крови твоей горячей, как искры вспыхнут во мраке неба!»)
заметка …. реальная основа
в основу фильма положена реальная история партизанского командира миная шмырева, у которого так же были расстреляны четверо детей, взятые в заложники.
СЮДА КАРТИНКУ С ПАМЯТНИКОМ
однако, насколько я могу вспомнить, в фильме командира называют только «батька», а не по имени. то есть вроде как режиссер с одной стороны хотел показать реальную историю, с другой – абстрагироваться от нее.
заметка …. сюжетные несостыковки
отчасти несостыковки, отчасти вопросы, которые надо прояснить, так как до конца не уверен, но….
— в самом начале фильма, батька на реке беседует со связной ниной. она говорит, что паром охраняют «автоматчики». хороший вопрос – насколько было употребительным это слово, в отсутствии автоматов? лично мне кажется, что это термин более позднего времени, но может интуиция просто подводит меня (как с фильмом «сто солдат и две девушки»:)
— еще момент – в город заходит танковая часть:
СЮДА КАРТИНКУ 21:05
действие фильма происходит осенью 1941 года, а в фильме показывают самоходку «ягдпанцер», принятую на вооружение германией только в 1944 году.
— непонятны мотивы, которые заставили партизана якова идти на службу в полицию. женщина, которую партизаны застали в его доме, говорит: «он и в полицию пошел, чтобы детей спасти». мотив? но дальше она добавляет: «думаете не знает, что не будет ему прощения?». в фильме эта тема не раскрывается, яков, впрочем помогает патризанам пробраться в тюрьму, а в конце фильма, увидев, что немцы ведут детей расстреливать, пытается расстрелять конвой (правда почему-то вместо того, чтобы залечь на мосту, встает там в полный рост и сам подставляется под пули). в общем, непонятный персонаж.
— слишком быстрая смена времен года в конце фильма. вот патризаны прятались в реке от налетевших самолетов, а вот — сугробы нанесло. такое ощущение, что из фильма вырезали отдельную сцену, а может и не одну.
заметка …. рыцари без страха и упрека
и все же, почему тема сложного морального выбора, несмотря на свою сюжетообразующую продуктивность, не получила распространения в советском кинематографе? ответ на поверхности, и думаю, ясен многим – советский человек, а тем более – советский солдат. он может безмерно скорбеть по погибшим родным и товарищам, и «ярость благородная вскипает как волна», он может показать чудеса самоотверженности и героизма – мы все знаем это.
единственное, чего не может советский солдат – это сомневаться и раздумывать. все его поступки уже определены и глубоко замотивированы ненавистью к врагам и любовью к родине. а для сомнений в его душе нет места – вот такое простое объяснение, почему душевные терзания героев не очень сильно распространены в нашем военном кино.
резюме.
считаю, что на подобном сюжетном материале, можно было бы сделать и более насыщенный сюжет – показать жизнь детей в заключении, показать что батька день за днем за днем только и думает, как их вызволить, в конце-концов показать почему партизан яков пошел служить в полицию и тэ дэ.
но – фильм стоит того, чтобы его посмотреть один раз.
КАРТИНКА 10:59
— Не думал я, что дети – такое хмельное счастье для мужика!