апгрейд метро

Янв 23 2013

metroвселенная, созданная дмитрием глуховским оказалась довольно удачным полигоном для освоения молодыми писателями. чтож, «метро» большое – места хватит всем:)

СЮДА КАРТИНКУ С ОБЛОЖКОЙ!

андрей ерпылев

«выход силой»

изд. «Аст», «астрель», 2010.

317 стр.

(с) 2010.

прочитана 15-16.01.2013

 

«Метро 2033» Дмитрия Глуховского – культовый фантастический роман, самая обсуждаемая российская книга последних лет. Тираж – полмиллиона, переводы на десятки языков плюс грандиозная компьютерная игра! Эта постапокалипсическая история вдохновила целую плеяду современных писателей, и теперь они вместе создают «Вселенную Метро 2033», серию книг по мотивам знаменитого романа. Герои этих новых историй наконец-то выйдут за пределы Московского метро. Их приключения на поверхности Земли, почти уничтоженной ядерной войной, превосходят все ожидания. Теперь борьба за выживание человечества будет вестись повсюду!

«Выход силой» Андрея Ерпылева – по-настоящему захватывающий приключенческий роман с хитроумно закрученным сюжетом и живым, настоящим героем. Вещи, которые Ерпылев рассказывает о Московском метро в постъядерном мире, расширяют «Вселенную», делают ее еще более выпуклой, интересной, реальной. Герой – двадцатилетний Игорь Князев – откроет для нас те станции Метро, на которых мы еще никогда не бывали, и покажет нам удивительную Москву, которой мы не знаем!

заметка 1.  вселенная по франшизе

итак, помимо самого демиурга-глуховского, обустройством мира «метро 2033» занялись и другие писатели-фантасты. идея – удачная на 146%, получившая в наше время название медиафраншиза. ну а что, есть популярный мир, целая вселенная, где места хватит всем, а кому будет тесно – может идти осваивать новые земли (в рамках серии «вселенная метро 2033» уже «освоены» такие города как санкт-петербург, нижний новогород, екатеринбург, далее везде, где есть метро и могут укрыться люди).

сам дмитрий галковский сравнивает проект «вселенной» со своеобразной мозаикой которая скоро покроет весь мир, где каждый элемент дополняет общую картину, являясь при этом самостоятельным произведением. идея в целом замечательная и довольно продуктивная – если есть армия фанатов, то это просто идеальный способ поддерживать интерес к бренду:)

отступление «ложка дегтя». вполне возможна ситуация, когда написанные произведения могут противоречить друг другу, например излагать совершенно разные варианты развития событий в одно и то же время в одном и том же месте (напр. на определенной станции метро). впрочем, это вопрос общей согласованности/синхронности работы:))))))

отступление «вторая ложка дегтя». вполне возможна ситуация, когда произведение может выглядеть искусственно интегрированным в мир «метро 2033». ну, не так много связующих нитей – постапокалипсис и жизнь под землей, вот и все. примерно так мне показалось, когда я читал «выход силой».

заметка 2.  флаги на башнях буквы на корешках

очень понравилось удачное маркетинговое решение для серии книг: на корешке каждой книги пишут по одному знаку из фразы «вселенная метро 2033 дмитрия глуховского», таким образом, у истинных фанатов появляется лишний стимул красиво оформить свою книжную полку купить очередную книгу.

СЮДА КАРТИНКУ С КОРЕШКОМ!

впрочем, тут есть и одно «но» — количество книг в серии, скорее всего будет куда больше, чем символов в этой фразе (по состоянию на январь 2013 г. пока что добрались до буквы «р» в слове «дмитрия» и …. выпущенных книг ссылка!). впрочем, проблемы решаются по мере поступления, и придумать очередную фразу на корешки книг – это не самая большая проблема.

заметка 3. развитие матчасти

в предыдущих заметках о «метро 2033» я уже говорил о том, что во многом этот цикл книг держится на условной реальности: нам говорят что люди прожили в метро 20 лет, но не объясняют подробно – за счет каких ресурсов. прожили – и все, вопрос обеспечения едой, водой и электроэнергией (и демографический вопрос!!!) не рассматривается подробно.

вполне логично было бы предположить, кто каждый автор проекта «метро», попытается вложить свои пять копеек в общую копилку. так на страницах романа андрея ерпылева, говорится, про хлеб, который подают в закусочной, (++ сухари из «предвоенных» запасов, хотя еду с поверхности есть очччень опасно), упоминается школа на станции первомайской, разработка биологического оружия в москве (= причина появления большого числа мутантов), газета «деловые новости» и др. мелкие штрихи к общей картине.

хотели демографии – вот вам демография: главный герой игорь князев задумывается, куда деваются рожденные в метро дети-мутанты, но вопрос о том, где и как рождаются в метро дети – снова не раскрыт.

заметка 4. есть есчо порох

отдельный пункт – про патроны. из романа мы узнаем, что патроны изготавливаются на кузнецком мосту. учитывая, что патроны – это основная денежная единица в метро, получаем аналог монетного двора. впрочем, согласно ермилову, в некоторых местах «вселенной метро» (например на черкизоне) вполне в ходу и более привычные деньги – рубли, доллары и что еще удается найти на поверхности.

с экономической точки зрения это нонсенс – деньги должны иметь какое-то материальное обеспечение, а не быть красивыми бумажками с портретами джексона и гранта (с этой точки зрения патроны куда удобнее:), но в условной реальности возможно все:)))

заметка 5. расстелили простыню

у романа необычная, и столько же – ничем не оправданная структура: никакого деления на главы, одна большая простыня с начала до конца на триста с лишним страниц. правда формально деление на главы все же есть, отдельные фрагменты текста отбиваются друг от друга звездочками (***), что мешало сделать из этих звездочек полноценные главы (делов-то – дать название) – одному автору известно. но читать такую простыню – не очень удобно.

заметка 6. exelsior!

«выше и выше» с английского. вполне подходит как девиз этой книги (да и любой другой из «вселенной»), тем более, если в книге герой большую часть времени проводит за пределами метро.

«veni, vidi, vici» тоже неплохо подходит для квест-энд-экшн, тем более, что по законам жанра, в какие бы переделки не попадал главный герой, он все равно останется живым по самого конца и всегда будет победителем:) все предсказуемо, да. и ни мутанты, ни обвалы в подземелье, ни смертельные поединки на ринге, ни тюрьма – ничего не станет помехой – жанр такой:))))

заметка 7. цитадель анархии

ну, если по тексту упоминается анархия, то я не могу не обратить внимание. другое дело, что зачастую (= всегда) это упоминание идет не с самым позитивным смыслом. вот и в этом романе тоже, цитаделью анархии назван черкизон – своеобразный «город убийц, город шлюх и воров» (как в песне бутусова), где среди бесконечных торговых рядов в несколько этажей, можно найти и бордель, и гладиаторские бои, а в закусочной под видом свинины подают…. человеческое мясо (в книге, по другому правда поводу говорится про круговорот белка в природе, но и к этому эпизоду данная фраза подходит полностью).

в общем, какая-то очень непривлекательная и довольно тоталитарная анархия вышла. пусть в качестве противовеса будет одна красивая фраза из этого некрасивого мира: «но ни шлюхи, ни рабы не могут бросить мечтать» – вот тут уже есть какие-то анархические проблески:)

ну и вот еще красивая фраза про поединки гладиаторов:
«Охотнее всего люди смотрят на то, как другие делают то, на что они сами никогда на свете не решились бы».

заметка 8. в поиске красивых фраз

есть у меня слабость – люблю в книгах искать моральный и философский подтекст и люблю искать красивые фразы. ну вот вдогонку к предыдущей заметке еще один пассаж про поединки на ринге:

«Обыватель всегда будет жаждать крови. Даже после конца света. главное, чтобы эта кровь была не его и пролилась в изобилии на его потеху».

впрочем, закон жанра не требует красивых фраз, и этот закон соблюдается:)

заметка 9. турникмены 

никто не спорит, «выход силой» – зазывное название для книги, про жестокие нравы людей в постапокалипсическом мире. собственно изначально, выход силой – это упражнение на перекладине:

СЮДА КАРТИНКУ С УПРАЖНЕНИЕМ!!!!

думаю излишне концентрировать внимание на том, что никаких перекладин и никаких упражнений в романе нет. значит выражение употребляется иносказательно:)

так да не так. потому что если вдуматься – что конкретно имелось в виду под выходом силой, кроме, конечно красивой комбинации слов? ну конечно, если постараться, можно притянуть за уши финальный эпизод схватки на ринге с президентом первомайской республики, если бы вдруг не было этого эпизода, то может это бои гладиаторов? или жестокие нравы черкизона? или может быть одна из основных интиг – враг гораздо ближе, чем можно предположить?

не знаю. название универсальное и всеобъемлющее (и никак не мотивируется/отражается внутри повествования). с подобной логикой оно могло бы подойти и к любому другому роману из «вселенной метро 2033». и к любому другому боевому роману вообще:)

кстати, пока материал готовился к публикации, обнаружил, что есть еще одна книга с подобным названием (http://tvorchestvo.avtorbook.ru/galkevich_vihodsiloi/), на тему лечения наркомании. вот тут «выход силой» весьма и весьма кстати:)

резюме

интересно в первую очередь, как одна из историй из мира «метро 2033». боевая фантастика для школьного возраста, ну может чуть постарше:)

 

Нет ответов пока

Вы должны ввойти чтобы оставить комментарий.