children underground

Дек 24 2012

children_undergroundнепонятно, зачем я пишу сейчас все это, когда есть такой удачный заголовок – в емкой и лаконичной форме характеризующий содержание книги:) ну да, дети подземелья, а английский вариант написания помогает избавиться от ненужных аллюзий на повесть короленко, и добавляет совершенно нужную аллюзию на метро. ++ отсылка к андеграунду (т.е. субкультуре). может дальше не писать, раз уже все сказано – в двух словах? 

давно, конечно, следовало прочитать культовый (не побоюсь этого слова, тут оно вполне уместно) роман дмитрия глуховского «метро 2033», да вот, все руки не доходили. зато ноги дошли до библиотеки и руки сами взяли с полки книгу. и – началось…. книга из серии тех, что начнешь и не оторвешься, пока не дойдешь до конца (мне с трудом хватило на три дня:), а потом долго будешь жалеть, что книга так быстро кончилась.

а может быть просто – мало читаю в последнее время приключений и фантастики:)

заметка 1. секрет успеха.

правильно выбранные место, время и жанр – это если не половина успеха, то чуть больше. комбинация дмитрия глуховского была довольно интересной:

  • время – москва, 2033 г., мир после ядерной катастрофы,
  • место – метро, где скрываются остатки людей,
  • жанр – квест, путешествие по станциям метро (= абсолютно разным цивилизациям) парня по имени артем, с особо важным заданием.

заметка 2. еще один секрет успеха

++ довольно тщательно проработанная схема «дивного нового мира», где за довольно короткий период (чуть больше десяти лет) мы видим множество новых социальных образований, сконцентрированных вокруг станций метрополитена:

СЮДА СХЕМУ

в силу того, что с московским метро я знаком постольку-поскольку, книга не оказалась для меня такой же близкой, как была бы, скажем для жителя москвы, который регулярно им пользуется и теперь со страниц романа узнает, во что трансформировалась хорошо знакомая ему инфраструктура. к сожалению, слишком поздно поймал себя на мысли, что неплохо бы зафиксировать маршрут передвижения артема по станциям метро, так, скорей для наглядности или интереса. но в любом случае, для меня это были просто названия станций на пути у главного героя, просто названия,  без  особой привязки к внешнему виду, городской топонимике, карте москвы и пр. увы:((((

заметка 3. и еще один секрет успеха.  дивный новый мир 

в дивном новом мире есть место торговым и военным союзам и разным прочим конфедерациям, нацистам и «красным», санатистам и фанатикам непонятной веры в великого червя и прочая, прочая. наверное, это одна из самых интересных  сторон книги – попытка построить социальную модель при заданных условиях. а действительно, как повели бы себя люди, окажись они загнанными в метро на десять с лишним лет?

как и положено в квесте, артем то и дело попадает в разные переделки/приключения: был в плену, два раза его приговаривали к казни, он наконец-то выходит на поверхность в костюме сталкера, катается по сов.секретной ветке метро, ну и до кучи добавим сюда еще работу по очистке туалетов (чтобы оправдать следующую цитату):

«Человек теперь виделся ему как хитроумная машина по переведению продуктов и производству дерьма, функционирующая почти без сбоев на протяжении всей жизни, у которой не было никакого смысла, если под словом «смысл» иметь ввиду какую-то конечную цель. Смысл был в процессе — истребить как можно больше пищи, переработать ее поскорее и извергнуть отбросы — все, что осталось от дымящихся свиных отбивных, сочных тушеных грибов, пышных лепешек — теперь испорченное и оскверненное [и прибавить ему работы]»

заметка 4. что было раньше.

предыдущая история во многом забыта (сразу вспоминается «кысь» толстой), по крайней мере теми, кто большую часть жизни провел в метро. забыты нации, страны, остальное трансформировалось в какое-то подобие легенд или домыслов, основанных на собственном опыте:

«Его внимание привлекла татуировка на сгибе локтя начальника караула — изуродованная радиацией птица с двумя головами, распахнутыми крыльями и крючковатыми клювами. Она что-то ему смутно напомнила, но что, именно, понять он не мог»

ну с птицей все понятно:) или вот еще пример такого мифического мышления:

СЮДА КАРТИНКУ С БЕЛОРУССКОЙ:

«А дальше, рядом с памятником — мудрого вида бронзовым бородатым мужиком с автоматом, хрупкой девушке и мечтательному парню, оба при оружии (наверное, основатели Белорусской или герои борьбы с мутантами, подумал Артем) — размещался целый гарнизон, не меньше двадцати солдат». 

заметка 5. философия метро

отдельно следует сказать о философской составляющей книги, если этот термин корректно применять к роману-квесту. а почему бы и нет? в своем долгом пути артем встречает множество интересных людей, точнее — разнообразных мнений о мире вокруг и жизни внутри метро. собственно, в этом, в новых впечатлениях и знаниях и состоит смысл любого путешествия и любой книги о путешествии – читателю не так интересно, достигнет ли герой своей цели, но ему очень интересно, что происходит с ним в пути. кстати, в книге есть интересный пассаж на тему читателя и героя – размышления артема перед казнью в четвертом рейхе:

«Теперь у него оставался только отвлеченный интерес к окружающему, как если бы все случилось не с ним, будто  бы просто он читал книгу. Судьба главного героя интересовала его, конечно, но если бы он погиб, можно было бы просто взять с полки другую книгу, со счастливым концом»

мир метро-2033 жесток. человеческая жизнь тут не стоит ничего, и на протяжении романа их убивают десятками и сотнями (это за несколько месяцев). люди воюют с друг с другом за жизненное пространство, люди воюют с крысами, люди воюют с разными мутантами:

«Но в натуре … ты лучше бойся, когда крыс нету. Если нету крыс, значит тут какая-то байда пострашнее, раз даже крысы не живут. И если, пацан, байда эта – не люди, тут и надо бояться. А если крысы бегают, значит, нормальное место. Обычное. Понял?»

но самая главная мысль, которой автор делится на последних страницах – те, кого мы считаем заклятыми врагами, могут думать о нас совсем иначе. вот наверное только ради этого и стоит прочитать роман. (я ничего не наспойлерил? :)))

заметка 6. to be continued

ну это понятно. роман, в принципе, с открытым финалом, так что появление «метро 2034» можно было предположить даже до того, как автор написал первые стоки продолжения. ну как можно оставить такой успешный коммерческий проект?

СЮДА КАРТИНКУ С ОБЛОЖКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

вот чего нельзя было предположить – это кучу книг по мотивам романа, это ж даже по толкиену столько не писали (хотя, почему даже по толкиену? может лишь потому, что на толкиена работал весь мир, а «метро» — чисто российская фишка:) но книг навалом: в библиотеке две полки, читать – замучаешься:)

СЮДА КОМПЬЮТЕРНУЮ ИГРУ

компьютерную игру тоже можно было предположить. вот она по-настоящему зазывная. говорю это, как ярый ненавистник всех компьютерных игр:)

а вот съемку фильма по мотивам романа предположить можно было вполне. только это будет – неправильное предположение. у кинематографистов этого нет даже в планах. может быть, изобразить полет птеродактиля по улицам москвы – это и правда затратный процесс. а может столицу пожалели, там же по роману всем известные места (вднх тоже самое, садовое кольцо и пр.) если не разнесены в хлам, то забиты под завязку всякими мутантами, ну а показывать разную нечисть на фоне кремля – это не каждый режиссер решится:)

заметка 7. романтическая линия

отсутствует. в мире «метро 2033» женщины упоминаются крайне редко и в связи с крайней необходимостью:)

заметка 8. незакрытые вопросы.

читая любую фантастическую книгу, мы вынуждены соглашаться с теми условностями, которые изначально заданы автором. ну типа если в сказке ковер-самолет летит по воздуху, нас не должно беспокоить, насколько это возможно с точки зрения физики – мы по дефолту согласны с этим.

в мире, построенном дмитрием глуховским аналогично. есть много непонятных/необъясненных вопросов, над которыми лучше и не задумываться, типа:

— слишком высокий уровень смертности, в том числе вследствие убийств, и слишком низкий уровень рождаемости, если он вообще есть. в романе в нескольких местах упоминаются маленькие дети (т.е. рожденные в метро), но демографической ситуации они исправить не могут. вопрос медицинской помощи тоже открыт, хотя по всем расчетам под землей у людей должно быть навалом проблем со здоровьем.

— жизнеобеспечение (= еда). красивая история о спасении свиней из павильона «свиноводство» на вднх тем не менее не отвечает на вопрос – как можно разводить свиней под замлей. разводить многие годы и в приемлемых количествах. не забываем, что свиньи тоже есть хотят:)

— жизнеобеспечение (= патроны). это аналог денежной единицы в метро:

Сто грамм чая — пять патронов, палка колбасы — пятнадцать патронов, бутыль самогона — двадцать. Называли их здесь любовно — «пульками»: «Слышь, мужик, глянь, какая куртка крутая, недорого, триста пулек — и она твой! Ладно, двести пятьдесят и по рукам?»

а за два рожка от автомата артем согласился стать проводником в довольно опасное место, но… судя по тому, как тратятся эти патроны в многочисленных перестрелках, такое ощущение, что кто-то и точно — топит печку ассигнациями. ну и потом – видимо в метро их и правда неограниченное количество, если за десять с лишним лет не израсходовали:)

— жизнеобеспечение (= электроэнергия). вопрос тоже открыт. электроэнергия есть по умолчанию – вот и все.

и тэ дэ. но повторю лишь то, что говорил в начале этой заметки – это условная реальность романа, которую надо принимать как она есть, иначе вместо удовольствия от погружения в дивный новый мир, можно сломать голову размышляя о необходимом суточном рационе людей, живущих на одной станции.

заметка 9. разные версии

уже когда подбирал цитаты, заметил интересное – в книге, которую я читал, и в файле, который я скачал из интернета, есть небольшие разночтения, на уровне авторской редакции. ну например в книге написано:

«если продолжение пути не приводит к выходу, может, отказ от бессмысленного движения вперед дарит освобождение?»

а в файле та же самая цитата со словом «дарит», и таких следов мелкой переработки довольно много. чтож, хорошо, когда автор понимает, что нет предела совершенству:) правда переработки эти никак не зафиксированы документально (типа надписи на обооте титульного листа: «вторая авторская редакция»), так что со временем, это может добавить работы исследователям, и «мастер и маргарита» – тому хороший пример:)

заметка 9,5. цитаты 

вот что я не смог пристроить в предыдущие заметки, но не пропадать же стоящим строкам:)

«Так что, это, я одну вещь понял: если тебе екнуться сегодня, сегодня и екнешься, и никто не поможет, ни охрана, ничего»

 «Ты понимаешь меня? Ты умрешь, но твоя измученная душа больше не перевоплотиться, а поскольку нет больше рая, для нее не наступит успокоение и отдохновение. Она обречена остаться там же, где ты прожил всю свою жизнь – в метро» 

и просто великолепное, которое, пусть будет эпиграфом к этому обзору: 

«Тот у кого хватит храбрости и терпения всю жизнь вглядываться во мрак, первым увидит в нем проблеск света»

заметка 9,5 (еще одна). резюме.

тем кто не читал – книга рекомендуется к прочтению.

тем кто читал – книга рекомендуется к повторному прочтению.

лично я собираюсь через пару лет заново прочитать ее – уверен, что найду там много нового и интересного, ускользнувшего от меня на этот раз:)))))

Нет ответов пока

Вы должны ввойти чтобы оставить комментарий.