другая сторона незнакомки

Апр 08 2014

написал для livelib.ru, надо же свой раздел
украшать. пусть пока тут повисит:))

принято считать, что в «письме незнакомки» в очень пронзительном виде показана тема неразделенной любви. насчет пронзительности согласен, редкая женщина так же эмоционально опишет женскую же психологию, как это сделал стефан цвейг. а вот насчет любви уже можно поспорить.

тем более, насчет «неразделенной любви». собственно об этом я и хотел поговорить — мне кажется, если не рассматривать новеллу как «мыльную оперу», то все выглядит совсем иначе, чуть ли не наоборот.

что такое любовь? вот что говорит фромм по этому поводу: «Вряд ли есть какое-нибудь слово, которое было бы столь путаным и двусмысленным, как слово «любовь». Им обозначают чуть ли не любое чувство, исключая только ненависть и отвращение. Оно вмещает все — от мороженого до симфонии, от нежной симпатии до самого сильного желания близости». так о какой любви в данном случае идет речь? действительно ли о глубоком чувстве духовного единства или о суррогате этого чувства?

героиня новеллы через всю свою жизнь, с детского возраста и до самой смерти проносит пылкую и пламенную страсть к одному-единственному человеку, отвергая ухаживания других мужчин. никого, кроме беллетриста Р. для нее больше не существовало, ни графа из тироля, ни фабриканта из брюна — ни-ко-го! ради него она была готова в буквальном смысле на все, а он…. он просто не замечал ее, точнее — не обращал внимания. «и ты снова не узнал меня»,— эта мысль красной нитью проходит через всю новеллу.

для полноты впечатлений можно еще аннотацию прочитать: В новелле «Письмо незнакомки» Цвейг рассказывает о чистой и прекрасной женщине, всю жизнь преданно и самоотверженно любившей черствого себялюбца, который так и не понял, что он прошёл, как слепой, мимо великого чувства.

какие слова! какая поэзия: «чистая и прекрасная женщина»!!! ну вот в чем она чистая, в чем прекрасная? в том что по первому намеку готова поехать и провести ночь с малознакомым, но таким желанным ей человеком? в том что ради этой своей малоконтролируемой страсти готова швырнуть во всех смыслах своего «тогдашнего друга фабриканта», выставив его в самом неприглядном свете? в том, что,в конце-концов почему-то вбила себе в голову, что «любит» беллетриста Р.?

больше всего это напоминает «любовь» 15-летних фанаток к какому-нибудь эстрадному кумиру (не забываем — когда она обратила внимание на Р. ей было 13 лет:) — вот тут они точно готовы на все: и рыдать над «неразделенной любовью», и сторожить у подъезда хоть до утра, ну и много еще на что готовы. нет, ну и что, это мы тоже назовем «великим чувством»?

а должен ли певец сергей лазарев пылкой любовью любить своих фанаток, и отвечать им взаимностью? вопрос риторический, да. а должен ли беллетрист Р. отвечать взаимностью на непонятные чувства женщины, которой ни с того ни с сего взбрело в голову, что она его «любит»? почему он после этого «черствый себялюбец»? не, ну серьезно, поменяйте время и место действия, главным героем пусть будет филипп киркоров, и давайте обливаться слезами над тем, как же он жесток по отношению к «незнакомке». по моему будет просто смешно, но ветть точно такая же ситуация. тогда почему читатели готовы плакать над «письмом незнакомки»?

ps. если на свете и есть новелла про неразделенную любовь, то это «плетельщица стульев» мопассана. ситуация примерно та же, но как-то все не так порывисто происходит.

pps. вообще, феномен массового восприятия любви в произведениях искусства довольно интересен: зачастую люди видят не совсем то, что есть на самом деле. в этом плане очень показателен фильм «ирония судьбы или с легким паром». всем девушкам, которые восторгались им я говорил одно: ну смотрите внимательнее. мужчина напился до такой степени, что оказался в чужом городе и в чужой квартире, заигрывает с первой встречной женщиной и забыл про свою невесту. вот тебе хотелось бы иметь такого жениха? немного другой взгляд на знакомый сюжет, ага, ну а чем закончилась история с иронией судьбы, хорошо известно из второй части фильма:))))

Нет ответов пока

Вы должны ввойти чтобы оставить комментарий.