любимые рассказы

Авг 01 2014 Опубликовал в самое-самое

я бы очень хотел, чтобы хорошие рассказы попадались мне чаще, но пока баланс такой, что на сорок прожитых лет – чуть больше сорока любимых рассказов. хотя…. если особо не ограничивать себя, добавляя в список разные «вложенные истории» из более крупных произведений, то аккурат полсотни наберется:)))

ну вот, потихоньку начну писать про них, а там глядишь, и новые появятся или кто посоветует:)) на самом деле, я давно хотел красиво сверстать и переплести хотя-бы некоторые из них. все уперлось в то, что хочется небольшого предисловия к каждому рассказу. ну вот, пусть эта подборка и будет катализатором процесса:)

 

амброз бирс «случай на мосту через совиный ручей»

казнить нельзя помиловать

как бы написать, чтобы спойлеров не было? может даже не писать о том, что в самом конце рассказа, в самом последнем предложении начисто опровергается большая часть повествования? тогда о чем писать? о том, как северяне ведут плантатора на казнь, и уже накинули ему петлю на шею? но мы-то с вами знаем, что если в самом начале книги полковник аурелиано буэндиа стоит у стены в ожидании расстрела, а впереди еще столько страниц – то он явно останется живой:)

нет, ну правда, если главного героя убьют в самом начале – то о чем дальше писать? поэтому наш герой еще успеет ощутить вкус свободы, и, что куда важнее – ощутить что сны и иллюзии тоже могут быть оччч сильными. мне очень нравится тема солипсизма, где начисто отсутствует грань между сном и реальностью. как там у лао-цзы? «то ли бабочка снилась чжоу, то ли чжоу снился бабочке». то ли плантатору пэйтону факуэру приснилось что его сейчас казнят, то ли его сейчас казнят, а ему приснилось, что он остался живой….

 

ричард матесон «кнопка, кнопка»

кошелек vs жизнь

иногда меня просто поражает, как в отдельно взятой голове могут умещаться такие противоречивые/взаимоисключающие мысли и сюжеты. вот ричард матесон – автор умопомрачительного романа про любовь «куда приводят мечты», он же – автор умопомрачительного романа про вампиров «я – легенда», он же – автор лучшего, на мой взгляд, женоненавистнического рассказа «кнопка, кнопка».

может быть, насчет «женоненавистнического» я и преувеличил (хотя главным героем является все же женщина), потому что нет большой разницы, женщина или мужчина нажали бы на эту кнопку, убивая человека, чтобы получить 50 000 долларов. рассказ тем и хорош, что показывает человека в ситуации сложного морального выбора, причем если артур неприклонен – кнопку нажимать не надо, то его жена норма думает и раздумывает.

финал, конечно, неожиданный, ну а самое главное, как всегда в последних строках. о том, как мы плохо знаем своих близких людей. и плохо представляем на что они способны.

ps. по рассказу снят фильм «посылка», ашш на два часа(!), но режиссер так покоцал исходный сюжет, что даже кэмерон диас в главной роли – бессильна что-либо сделать:))

 

габриэль гарсиа маркес «глаза голубой собаки»

любовь, похожая на сон

мне нравятся истории, где речь идет о сновидениях или какой-то фантазии, но тут случай особый. глубокая симпатия (которую вполне можно назвать любовью) двух людей, которые могут встретиться только во сне. короткий, но такой надрывный рассказ, как она ходит по городу, повторяя кодовую фразу, спрашивает у всех при каждом удобном случае, пишет губной помадой на полу аптеки…. ах, если бы он и правда помнил свои сны….

ах , почему так любят рыдать над «письмом незнакомки» стефана цвейга, а над трагической историей куда более подлинной любви (ну и что, что во сне) – хоть бы кто слезу обронил.

«А ведь в каком-то городе мира все стены исписаны словами „глаза голубой собаки“, — сказал я. — Если я вспомню эти слова, я отправлюсь утром искать тебя по всему свету»

рассказ интересен еще тем, что повествование ведется от первого лица, то есть человек, который никогда не помнил своих снов – рассказывает, что ему приснилось:) то есть если я все понимаю правильно, то этот сон он все-таки запомнил – а что, вполне правдоподобная трактовка произведения. соответственно, он запомнил и фразу «глаза голубой собаки», так что хэппи-энд в этой истории будет зависеть только от его настойчивости:)

 

акутагава рюноске «в чаще»

загадочное ночное убийство в лесу

полифония в произведении мне очень нравится – жаль, что этот продуктивный прием так редко используется:( перед нами криминальная история с участием двух мужчин и одной женщины – по-моему уже одного перечисления персонажей ясно, что сейчас что-то произойдет.

история убийства рассказывается по очереди каждым из участников, их версии происходящего разнятся с точностью «до наоборот», так что выяснить, что же на самом деле произошло тогда в чаще леса – сродни хорошей головоломке.

 

хорхе луис борхес «сад расходящихся тропок»

дороги, которые мы выбираем

выбирать самый любимый рассказ у борхеса — дело довольно сложное и неблагодарное. если «три версии предательства иуды», то почему не «тлен, укбар, орбис терциус»? если «анализ творчества герберта куэйна», то почему не «вавилонская библиотека»? если «сад расходящихся тропок», то почему бы и не этот рассказ, наконец.

для меня «сад расходящихся тропок» немного выделяется из массива остальных рассказов борхеса — они у него обычно очень-очень концептуальные с кучей аллюзий на всё и вся, тут же перед читателем предстает тот же концептуализм, но в детективной оболочке. попытка шпиона укрыться от преследования, разворачивает перед нами проект многовариантной истории (гипертекст же настоящий!) и теории об альтернативных мирах и прочая прочая. ах, насколько многослойным может быть короткий рассказ о том, как вражеский разведчик всеми силами пытается выполнить свое задание?

но неизбывны его боль и усталость, несмотря на чувство торжества над противником. и мне кажется, это потому, что теперь он знает – есть и другой мир, где его «другое я» уйдет от погони и не будет схваченным.

 

о’генри «пока ждет автомобиль»

маскарад в вечернем парке

она — светская дама, он — кассир в ресторане, и она сидела на скамейке и читала книгу, а он проходил мимо. в общем — случайная встреча:

«Вы это серьезно сказали, что можете полюбить человека из низшего класса?»

впрочем, изначально было ясно, что их короткий разговор, так и останется – коротким разговором, не более того. а все потому, что все было немного не так, совсем не так, совсем иначе, чем это рассказывали друг-другу персонажи, написал автор и прочитал читатель.

такая игра автора с тем-кто-читает-рассказ всегда умиляет, потому что последние строки рассказа расставляют все на свои места, и история выглядит совсем иной, и куда более забавной.

 

мартин гарднер «нульсторонний профессор»

топология, испытанная на себе

мне больше нравится название «профессор, у которого не было ни одной стороны», под которым рассказ давным-давно был напечатан в «науке и жизни», оно какое-то более образное что-ли. ну а в целом, талант автора, как популяризатора математики, затронул и литературную область:) забавная история о том, куда заводят научные дискуссии, и что проводить эксперимент, и оказаться объектом эксперимента – совершенно, совершенно разные вещи.

 

виктор пелевин «синий фонарь»

пионерские страшилки

вот никогда бы не подумал, что детские «страшилки» могут иметь такой философский подтекст. нет, это надо специально, долго и упорно их придумывать:) больше всего понравилась история про мертвую деревню, ну идеально просто экстраполируется (= натягивается:) на окружающую реальность. или про зайца-который-бьет-в-барабан – да перед нами солипсизм в рекурсивной форме. или….

в общем, с удовольствием читаю этот рассказ, когда он мне случайно попадается в руки.

 

стивен кинг «всемогущий текст-процессор»

секунда на размышление

а что бы вы сделали, если бы знали, что ваше желание обязательно исполнится, но у вас совсем нет времени на раздумья? ах да, кучу золотых монет вы уже заказали:) так что дальше? может быть мир во всем мире, или то, о чем вы раздумываете все последние годы?

рассказ о том, чего можно добиться, попытавшись изменить прошлое –достойный ответ всем «бабочкам» рэя брэдбери и «эффектам бабочки» с эштоном кутчером в главной роли, где изменения ведут и ведут только и только – к худшему. удивительно, что такой позитивный рассказ написал «король хоррора» стивен кинг:)

рэй брэдбери «калейдоскоп»

скелет в шкафу скафандре

с брэдбери у меня абсолютно никакой дружбы нет, но этот рассказ очень нравится:) традиционно принято считать, что перед смертью человек способен открыть все самые свои страшные тайны может так оно и есть, и в «калейдоскопе» замечательным образом это показано. но конечно же, рассказ был бы просто рассказом, без финального пассажа – о том, что жизнь, точнее смерть, способна в буквальном смысле –искрой промелькнуть по небосводу….

 

владимир набоков «круг»

….интересный эксперимент с линейной композицией, часто подающийся как «рассказ, который можно читать с любого места». насчет любого места я не знаю, всегда начинал читал его там, где автор разорвал надвое предложение, чтобы показать кольцевую композицию произведения, но куда важнее другое – простая техническая операция по перестановке строчек из конца в начало, порождает из не самого интересного произведения – рассказ, который прочитаешь не один раз. и еще раз прочитаешь, потому что сейчас у меня мелькнула мысль попытаться найти то место, откуда автор начал рисовать эту окружность:) еще раз повторю – само содержание не так интересно, и если разорвать этот «круг» в логически правильном месте (а то, что оно есть я уже не сомневаюсь), получим историю, читать которую второй раз и не захочется, как не захочется пересматривать фильм «помни», если все фрагменты там расположить в правильном порядке – такая скука, такое разочарование! но если подумать, то остается место и для восторга гениальной идеей автора, позволяющей простым механическим способом, меньше чем за три минуты (буквально – одним движением курсора) во много-много-много раз повысит интерес к произведению. единственное, чего не хватает в этом рассказе – само название «круг» тоже неплохо бы сдвинуть в место формального начала, впрочем, таким образом кольцевая композиция будет все-таки разрушена, а
[начало конца кольца] 
название (раз ушш оно должно быть), вставленное в произвольно-случайное место, как раз и дает нам….

 

джек лондон «тропой ложных солнц»

картинка погони

во вложенных историях (emboxed tales), «оболочка» часто играет второстепенную роль, вплоть до того, что ее никто и не вспомнит (как например в «мальчише-кибальчише», кто помнит, при каких обстоятельствах рассказывали про него?). в нашем же случае все наоборот – сама захватывающая история о погоне по бескрайним снегам имеет второстепенное значение, хоть и занимает основной объем рассказа.

второстепенное значение – потому что эта история без начала и конца, «картинка из жизни», как называет их сам рассказчик. и именно обрамляющая история, незатейливая трактовка этой погони, если вдуматься — обладает очень глубоким смыслом.

 

гилберт кийт честертон «проклятая книга»

книга, которую нельзя прочитать

что можно сделать имея «две самые ненужные вещи на свете»? у героя рассказа получилось найти этим ненужным вещам очень нужное применение, создав на их основе леденящую душу историю с крылатым ужасом уносящим людей. бррррррррррр! мороз по коже. впрочем, если мы знаем, что честертон пишет детективы, значит разгадка вряд ли будет находиться в области мистики:)

ps. для тех, что уже прочитал рассказ. подобная книга существует в реальности. называется «все, что женщины знают о мужчинах». содержание у нее идентичное, и не удивлюсь, если она была неоднократно проклята:)

 

андерсен «новое платье короля»

хорошо промытые мозги

как жалко, что большинство понимает сказки, только как сказки. по мне, так «новое платье короля» – очень даже назидательная притча, очень даже подходящая к нашей реальности. даже без каких-либо оговорок:)

очень многослойная притча, где первые два слоя хорошо всем знакомы и видны невооруженным глазом:
— манипуляция сознанием
— нежелание «сильных мира сего» признавать свою некомпетентность (даже перед королем:)

«Пошлю-ка я к ним своего честного старика министра, — подумал король. — Уж он-то рассмотрит ткань: он умён и с честью занимает своё место».

что в итоге сказал честный министр, лишь бы его не приняли за глупца, хорошо известно. следующие несколько слоев повествования – тоже на поверхности:
— как тотальная нечестность придворных  выставляет короля в самом неприглядном свете,
— и только непредвзятый взгляд ребенка замечает, что «король-то – голый».

но куда важнее, мне кажется самый финальный пассаж, который многие упускают из виду. итак, массовый стереотип разрушен, всем вокруг вдруг стало ясно, что никакого нового платья короля нет – но принципиально это ничего не меняет. и король идет еще величественнее, а камергеры несут шлейф, которого нет.

правда, похоже на то, что происходит рядом с нами?

 

джон уиндем «поиски наугад»

верной дорогой идете, товарищи!

это не единственный рассказ уиндема, где героя заносит в иную реальность, но – самый удачный. практическая реализация «сада расходящихся тропок»:) но как найти человека, который тебе очень-очень нужен, если ты расстался с ним на другой дорожке, и теперь вы идете в одну сторону, но – разными путями?

 

марк твен «красный кружок»

куда приводит любовь

мне нравится, когда в произведении автор раскрывается с непривычной, неожиданной стороны как если бы донцова вдруг написала роман про октябрьскую революцию как стивен кинг в «мертвой зоне» или «текст-процессоре». рассказ «красный кружок» марка твена тоже из этой серии неожиданных рассказов.

если древние римляне считали, что победителей не судят, то кромвель так не считал. и готов был отдать под суд и на смерть каждого, ослушавшегося приказа, даже если сражение было выиграно. ирония судьбы, и – семилетней абби мейфер выпало решать судьбу своего отца. если кому-то кажется, что она не приговорит его к смерти, потому что очень любит – то это неправильно кажется. если кто-то считает, что полковник мейфер останется жив…. впрочем, зачем рассказывать о том, что можно прочитать:)

 

хулио кортасар «непрерывность парков»

другая сторона текста

разделение мира на две части: по ту, и по эту сторону текста – суть более чем условное. и каждый прочитавший «бесконечную историю» михаэля энде знает, что читатель легко может превратиться в главного героя.

главного героя, который сейчас читает все это, написанное именно про него, никак не может этому поверить. да-да, я про тебя и только по тебя! может быть ты и хочешь мне возразить, но это именно так:) сложно написать о человеке, которого совсем не знаешь, но думаю, у меня это немного получилось:))

Нет ответов пока

Вы должны ввойти чтобы оставить комментарий.