популярные сюжеты в военном кинематографе были, есть и будут, и вряд ли что-то способно изменить сложившийся стереотип:) самые популярные = разведчики, потом идут летчики и танкисты. военно-морской флот не так сильно востребован кинематографистами, но интересные фильмы на морскую тему конечно есть.
один из самых известных (если не самый известный) советский фильм на тему подводников. смотрел несколько раз – сюжет интересный, но в целом оставалось ощущение того, что кпд могло быть куда выше. хотя, с другой стороны – интересных моментов и интересных сюжетных ходов хватает.
СЮДА ЗАГЛАВНУЮ КАРТИНКУ!
мосфильм, 1972.
01:41
режиссер: борис волчек
в ролях: петр вельяминов, елена добронравова
что не устраивало в первую очередь – я из рук вон плохо знаю матчасть по подводным лодкам, так что эта сторона фильма прошла мимо меня. впрочем, съемочная группа тут не при чем. да и для меня не все потеряно:)
to do. написать пост на тему популярных сюжетов в военном кинематографе.
заметка 1. обыкновенный патриотизм
что в первую очередь бросается в глаза – так это то, как в советском военном кинематографе родину защищают. без напыщенности и без пафоса, как свойственному российской киноиндустрии, где все подается куда более экспрессивно, и с куда более детальными разъяснениями. видимо, контингент зрителей уже не тот, если для того, чтобы объяснить поступки героев нужно проводить политинформацию со зрителями.
отступление содержательное. единственное, что в голову приходит из патриотического пафоса в советское время – монологи старшины васкова из фильма «а зори здесь тихие». но там это было оправданно с точки зрения сюжета и типажей героев.
а еще отсутствие сппецэффектов! вот сцена, где лодка лежит на грунте и кончается кислород. вспоминаю подобную сцену в «конвое pq-17» – там все показано куда более художественно, что ли. ну да, смотрится красивее, но до какой степени зрителям нужно разжевывать содержание?
СЮДА КАРТИНКУ!!!
— будем держаться до последнего, да поможет нам комбриг!
или сцена, где командир счастливой «щуки» сомов жертвует своей жизнью, чтобы спасти подлодку и ее экипаж. все просто, без лишних слов и пафоса: «как брошу папиросу – срочное погружение!» все, никакой псевдопатриотической напыщенности, он делает то – что считает нужным, и зрителям в 1972 году все было понятно.
сейчас бы из этой сцены, когда командир остается на мостике, и приказывает подлодке погружаться (в лучшем случае он попадет в плен, если не утонет) – раскатали бы диалогов минут на пятнадцать, чтобы выжать 146 процентов драматизма из этой сцены.
заметка 2. партия – наш рулевой!
кстати, еще интересна «руководящая роль коммунистической партии», (начисто вырезаемая из нынешних фильмов) – в «счастливой «щуке»» она проявилась особенно явственно. вот та же ситуация с недостатком кислорода, комиссар освобождает от вахты беспартийных и просит заступить только коммунистов. от привилегии отказываются все поголовно: «просим считать коммунистами всех!»
мне кажется, какие моменты важны для понимания мотивов героизма людей на войне. у меня нет абсолютно никаких симпатий к кпсс (скорее наоборот даже:), но если из песни слов не выкинешь, зачем обходить стороной тему кпсс (и сталина лично), как движущей силы подвига?
заметка 3. содружество
уже привыкший к штампу российского кинематографа, где комиссар/особист в военной части – суть помеха командиру и воплощение зла (да хоть «военную разведку» или «истребителей» вспомнить), с удивлением наблюдал, как строгов очень-очень часто советуется с комиссаром в сложных ситуациях: касается ли дело наказания провинившегося матроса, рискованного захода на немецкую военную базу или прохода по минному полю.
СЮДА КАРТИНКУ 32:40 А ЛУЧШЕ 1:04:35
– похоже на минное поле. а другого курса у нас нет.
– опасно.
– есть еще одна опасность, виктор – невыполнение боевой задачи!
to do. еще на тему содружества – трудно не обратить внимания, что в советских фильмах воинские подразделения часто носят многонациональный характер, вот в «счастливой «щуке»» в экипаже подводной лодки есть грузин шота карадзе, в других советских фильмах тоже без труда можно найти «интернационал». а вот в нынешних российских – что-то не припомню особо. ага – можно сделать отдельный пост:)
заметка 4. романтическая линия
снимать военный фильм без того, чтобы кто-то кого-то полюбил – такого просто не бывает:) нет, я понимаю, что это во много раз повышает драматизм происходящего на экране, начиная от того, что по причине войны люди не могут нормально отношения выстроить, и заканчивая тем, что женщина ждет героя, а его все нет, и нет, и нет.
to do. написать отдельный пост «романтическая линия в военном кино: путь инволюции от советского до российского кинематографа».
в «счастливой щуке» таких линий даже две:
№1 – командир подлодки алексей строгов + главный инженер плавбазы светлана веденина. сперва конфликтуют из-за электродов для сварочных работ, но неожиданная симпатия, и вот она уже ждет его из похода.
№2 – экс-водовоз, торпедист голик + оксана. тоже непростая ситуация учитывая то, что поссорившись с ней, он устроил дебош, и его снова грозятся списать на берег.
первая линия не несет в фильме особого смысла, она просто поддерживает образ харизматического командира, у которого если нет боевой подруги, то она должна появится. (вот он говорит матросу перед самой своей гибелью: «если выберетесь, передай… хотя…». мне, почему-то кажется, что слова предназначались именно елене, а не, скажем комбригу. но ветть все равно – не сказал).
вторая наоборот – проходит красной нитью, через фильм, порождая множество небольших ответвлений и новых смыслов. именно эта сюжетная линия с торпедистом голиков – во многом образует сюжет самого фильма.
хотя, кому-то может показаться наоборот:)
to do. написать отдельный пост о сюжетной линии с торпедистом голиком, где детально все аргументировать.
заметка 5. продолжение жизни
«чтобы умирая, превратиться –
в пароходы, строчки, и другие добрые дела»
(с) маяковский
сто раз писал уже, сейчас сто первый: – характерная черта многих военных фильмов связь с мирным настоящим.
to do. еще одна идея поста – про подобную организацию композиции (тогда можно будет просто ссылаться на этот пост, а не писать сто второй раз одно и то же:)
СЮДА КАРТИНКУ 1:32:19
в «счастливой «щуке»» это оформлено в виде эпилога. вот под звуки духового оркестра на военную базу возвращается атомная подводная лодка имени героя советского союза алексея сомова.
жизнь все-таки продолжается:)))))
резюме
ну а после такого зазывного отзыва остается написать только, что – лично я от «командира счастливой «щуки»» ожидал большего. в нем мало цепляющих моментов, хотя сделан он добротно, выгодно отличаясь от современных военных фильмов, но одного контраста с нынешним российским кинематографом мало.
можно смотреть изредка, но так чтобы часто и с удовольствием – это все же не для меня.