подлодка его имени

Май 19 2013

submarineпопулярные сюжеты в военном кинематографе были, есть и будут, и вряд ли что-то способно изменить сложившийся стереотип:) самые популярные = разведчики, потом идут летчики и танкисты. военно-морской флот не так сильно востребован кинематографистами, но интересные фильмы на морскую тему конечно есть.

<осторожно – спойлеры!>

один из самых известных (если не самый известный) советский фильм на тему подводников. смотрел несколько раз – сюжет интересный, но в целом оставалось ощущение того, что кпд могло быть куда выше. хотя, с другой стороны – интересных моментов и интересных сюжетных ходов хватает.

СЮДА ЗАГЛАВНУЮ КАРТИНКУ!

мосфильм, 1972.
01:41
режиссер: борис волчек
в ролях: петр вельяминов, елена добронравова

что не устраивало в первую очередь – я из рук вон плохо знаю матчасть по подводным лодкам, так что эта сторона фильма прошла мимо меня. впрочем,  съемочная группа тут не при чем. да и для меня не все потеряно:)

to do. написать пост на тему популярных сюжетов в военном кинематографе.

 

заметка 1. обыкновенный патриотизм

что в первую очередь бросается в глаза – так это то, как в советском военном кинематографе родину защищают. без напыщенности и без пафоса, как свойственному российской киноиндустрии, где все подается куда более экспрессивно, и с куда более детальными разъяснениями. видимо, контингент зрителей уже не тот, если для того, чтобы объяснить поступки героев нужно проводить политинформацию со зрителями.

отступление содержательное. единственное, что в голову приходит из патриотического пафоса в советское время – монологи старшины васкова из фильма «а зори здесь тихие». но там это было оправданно с точки зрения сюжета и типажей героев.

а еще отсутствие сппецэффектов! вот сцена, где  лодка лежит на грунте и кончается кислород. вспоминаю подобную сцену в «конвое pq-17» – там все показано куда более художественно, что ли. ну да, смотрится красивее, но до какой степени зрителям нужно разжевывать содержание?

СЮДА КАРТИНКУ!!!
— будем держаться до последнего, да поможет нам комбриг! 

или сцена, где командир счастливой «щуки» сомов жертвует своей жизнью, чтобы спасти подлодку и ее экипаж. все просто, без лишних слов и пафоса:  «как брошу папиросу – срочное погружение!» все, никакой псевдопатриотической напыщенности, он делает то – что считает нужным, и зрителям в 1972 году все было понятно.

сейчас бы из  этой сцены, когда командир остается на мостике, и приказывает подлодке погружаться (в лучшем случае он попадет в плен, если не утонет) – раскатали бы диалогов минут на пятнадцать, чтобы выжать 146 процентов драматизма из этой сцены.

 

заметка 2. партия – наш рулевой!

кстати, еще интересна «руководящая роль коммунистической партии», (начисто вырезаемая из нынешних фильмов) – в «счастливой «щуке»» она проявилась особенно явственно. вот та же ситуация с недостатком кислорода, комиссар освобождает от вахты беспартийных и просит заступить только коммунистов. от привилегии отказываются все поголовно: «просим считать коммунистами всех!» 

мне кажется, какие моменты важны для понимания мотивов героизма людей на войне. у меня нет абсолютно никаких симпатий к кпсс (скорее наоборот даже:), но если из песни слов не выкинешь, зачем обходить стороной тему кпсс (и сталина лично), как движущей силы подвига?

 

заметка 3. содружество

уже привыкший к штампу российского кинематографа, где комиссар/особист в военной части – суть помеха командиру и воплощение зла (да хоть «военную разведку» или «истребителей» вспомнить), с удивлением наблюдал, как строгов очень-очень часто советуется с комиссаром в сложных ситуациях: касается ли дело наказания провинившегося матроса, рискованного захода на немецкую военную базу или прохода по минному полю.

СЮДА КАРТИНКУ 32:40 А ЛУЧШЕ 1:04:35
– похоже на минное поле. а другого курса у нас нет.
– опасно.
– есть еще одна опасность, виктор – невыполнение боевой задачи!

to do. еще на тему содружества – трудно не обратить внимания, что в советских фильмах воинские подразделения часто носят многонациональный характер, вот в «счастливой «щуке»» в экипаже подводной лодки есть грузин шота карадзе, в других советских фильмах тоже без труда можно найти «интернационал». а вот в нынешних российских – что-то не припомню особо. ага – можно сделать отдельный пост:)

 

заметка 4. романтическая линия

снимать военный фильм без того, чтобы кто-то кого-то полюбил – такого просто не бывает:) нет, я понимаю, что это во много раз повышает драматизм происходящего на экране, начиная от того, что по причине войны люди не могут нормально отношения выстроить, и заканчивая тем, что женщина ждет героя, а его все нет, и нет, и нет.

to do. написать отдельный пост «романтическая линия в военном кино: путь инволюции от советского до российского кинематографа».

в «счастливой щуке» таких линий даже две:

№1 – командир подлодки алексей строгов + главный инженер плавбазы светлана веденина. сперва конфликтуют из-за электродов для сварочных работ, но неожиданная симпатия, и вот она уже ждет его из похода.

№2 – экс-водовоз, торпедист голик + оксана. тоже непростая ситуация учитывая то, что поссорившись с ней, он устроил дебош, и его снова грозятся списать на берег.

первая линия не несет в фильме особого смысла, она просто поддерживает образ харизматического командира, у которого если нет боевой подруги, то она должна появится. (вот он говорит матросу перед самой своей гибелью: «если выберетесь, передай… хотя…». мне, почему-то кажется, что слова предназначались именно елене, а не, скажем комбригу. но ветть все равно – не сказал).

вторая наоборот – проходит красной нитью, через фильм, порождая множество небольших ответвлений и новых смыслов. именно эта сюжетная линия с торпедистом голиков – во многом образует сюжет самого фильма.

хотя, кому-то может показаться наоборот:)

to do. написать отдельный пост о сюжетной линии с торпедистом голиком, где детально все аргументировать.

 

заметка 5. продолжение жизни 

«чтобы умирая, превратиться –
в пароходы, строчки, и другие добрые дела»
(с) маяковский

сто раз писал уже, сейчас сто первый: – характерная черта многих военных  фильмов связь с мирным настоящим.

to do. еще одна идея поста – про подобную организацию композиции (тогда можно будет просто ссылаться на этот пост, а не писать сто второй раз одно и то же:)

СЮДА КАРТИНКУ 1:32:19

в «счастливой «щуке»» это оформлено в виде эпилога. вот под звуки духового оркестра на военную базу возвращается атомная подводная лодка имени героя советского союза алексея сомова.

жизнь все-таки продолжается:)))))

 

резюме

ну а после такого зазывного отзыва остается написать только, что – лично я от «командира счастливой «щуки»» ожидал большего. в нем мало цепляющих моментов, хотя сделан он добротно, выгодно отличаясь от современных военных фильмов, но одного контраста с нынешним российским кинематографом мало.

можно смотреть изредка, но так чтобы часто и с удовольствием – это все же не для меня.

Нет ответов пока

Вы должны ввойти чтобы оставить комментарий.