продолжение метро

Янв 13 2013

metroбывает такое – начнешь писать о чем-то, а мысли уходят в сторону, в какую-то другую тему, которую тоже хочется развить:) вот и сейчас, начал, вроде писать про «метро 2034», а на самом деле мысли о том, как книги могут продолжаться, после того, как закончатся. интересный ракурс, как-нибудь напишу и об этом, а пока все же про андеграунд:) 

не скажу что долго, но все равно я ждал этого момента – когда открою книгу дмитрия глуховского «метро 2034», и вот этот момент настал. предыдущая, «метро 2033» была прочитана за несколько вечеров, что говориться – запоем, давно такого не было, чтобы книга так захватывала (мало фантастики читаю, ага:), впрочем и жанр и сюжет к этому очень располагали. книга, если и не обрывалась на самом интересном, то имела довольно открытый финал – не все точки над “i” были расставлены, и узнать, как же дальше сложится судьба главного героя – было очень интересно.

 СЮДА ОБЛОЖКУ

изд «аст: астрель», 2009 г. 445 стр.

прочитана 7-8.01.2013 г.

заметка 1.  другая книга

на самом деле, это была совершенно другая книга (ну и везет же мне на них:), то есть совсем не продолжение, на которое я рассчитывал. действие хоть и происходит в том же московском метро, в той же постапокалиптической реальности, но и дислокация другая, и герои другие, и стиль изложения – тоже другой.

еще до прочтения, почитал отзывы – многие ругают, многие разочарованы, многие не дочитали до конца и пр. чтож, я дочитал, и ни разу не было желания отложить книгу в сторону – читал с очччень большим интересом. хотя, конечно – это совсем другая книга.

в «метро 2033» дивный новый мир андеграунда только-только раскрывается перед читателем, и автор по крупинкам рассказывает о том, что представляет из себя это подземное царство. интересно? безусловно! все построено на закрученном динамичном сюжете, миссии, которую надо выполнить, череде станций с самыми разными обитателями – в общем, это самый настоящий экшн.

СЮДА КАРТИНКУ С РАЗВОРОТОМ

издание оформлено более красиво, чем строгий/традиционный стиль верстки «метро 2033» — куда более крупный шрифт и широкие поля. помимо эстетического удовольствия, это позволяет легко «разогнать» объем – не удивлюсь, если на самом деле, эта книга раза в полтора-два меньше, чем «метро 2033»:)

сюжет в «метро 2034» двигается куда медленнее, тут куда больше красивых описаний, более образный стиль, герои склонны всерьез и надолго обдумывать свои и чужие поступки погружаясь в рефлексию, тут меньше событий, но больше философии.

две книги очень разные, что вполне можно подумать, что их написали разные люди. какая из них  лучше? лично мне больше «метро 2034» понравилась. хотя сама база, концепция, география, история и пр. – были заложены конечно в предыдущем романе, и без него «метро 2034» воспринималась бы – совершенно иначе. а так – попадаешь уже в знакомую обстановку, где многое понятно и не требует особых разъяснений. «красная линия»? ну да, знаем мы про такую! «полис»? тоже знаем! «хантер»? и этот герой нам тоже знаком:))))

заметка 2. романтическая линия 

как уже отмечал, если не недостатком, то своеобразным недоумением было для меня отсутствие романтической линии в «метро 2033», прямо разрыв шаблона какой-то. у нас так не принято! еще со времен «одиссеи» мы знаем, что кто-то должен ждать героя из похода. это как минимум добавляет экспрессии (да и увеличивает потенциальную аудиторию читателей тоже:). ну вот, в «метро 2034» автор занимается «работой над ошибками» — и всяких романтических штучек тут вполне хватит на оба романа.

один из главных героев – гомер, уходя в экспедицию прощается со своей женой, его соратник ахмед так вообще умирает с именем любимой на устах, мальчик по имени леонид всерьез влюбился в девочку сашу, а саша испытывает симпатии к суровой машине убийств по имени хантер и тэ дэ. находится тут место и родительской любви: отец у саши самоотверженно заботился о ней, когда они были в изгнании, ну да еще до кучи – в романе мельком мелькает главный герой прошлой книги артем – он успел жениться (хотя в предыдущей книге ничего не предвещало этого:). ничего подобного в жестоком мире «метро 2033» – просто не было.

заметка 3. ответы на вопросы 

прочитав «метро 2033» у меня и правда, осталось много вопросов – мир андеграунда был выписан довольно подробно, но страдал в деталях: вот например, откуда в метро берется столько электричества?

начал читать «метро 2034» – а ответ вот он, в прологе:) умельцы собрали динамо-машины, вплоть до того, что на станции севастопольской могут спокойно производить электроэнергию с избытком и экспортировать ее на другие станции.

еще меня интересовал рацион: ветть нельзя же всю дорогу пиаться толькосвининой, грибами и жареными крысами. и на этот вопрос есть ответ: в метро с помощью гидропоники выращивали и картошку и даже огурцы, не так, чтобы массово (технология все-таки сложная), но некоторые станции могли себе это позволить.

из незакрытых вопросов пока остался только демографический:) но он и самый сложный для объяснения – почему при таком крайне высоком уровне смертности, жители метро не вымерли за эти 20 лет.

заметка 4. просто красивая цитата

Должно же быть на свете место, где то, ради чего я живу, имеет смысл.

 

заметка 5. в поисках героя 

в начале «прозрачных вещей» владимира набокова, автор задумывается о своем персонаже. ну да, правильно, какая же книга, без героя. вот такого же героя не хватало и гомеру из «метро 2033» – он задумал написать книгу о мире в котором он живет, но закон жанра требует, чтобы в эпосе обязательно был харизматический герой. и этот герой находится.

точнее – героиня. девушка по имени саша. «Она оказалась куда жестче, в ней было слишком много острых углов, и, заглядывая ей в глаза, вместо теплой томной поволоки старик натыкался на два ледяных осколка. Она была другой, но Гомер знал: это он заблуждался, это он не смог угадать, какой она должна быть». мечта сбылась, точнее, гомер убедил себя, что это и есть его сбывшаяся мечта, и работа над эпитафией человеческому роду  пошла быстрее.

есчо одно литературоведческое отступление. «теплой томной» — нет ну поэзия, правда:)

заметка 6. рекурсия романа

наверное, самое концептуальное место в книге – это когда выясняется, что роман, который пишет гомер – это и есть «метро 2034». в одном из эпизодов саше на глаза попадаются несколько абзацев, написанных гомером – читатель уже встречал именно эти строчки в самом начале книги, теперь выясняется, что книга эта написана одним из ее героев. а что будет, когда он дойдет до того места, где саша увидела, как он пишет книгу, где она, да и он сам являются – всего лишь героями? впрочем, совсем недавно я рассуждал на эту тему в заметках о «ламарке» – можно порассуждать и тут, а можно написать и отдельный пост (наверное так и сделаю. охххх, сколько у меня планов:)

не удержусь, и вставлю сюда необычайно красивую  цитату:

«Когда он пришел в себя, на его щеках и в уголках глаз доказательством путешествия в тот день еще блестели дождевые капли.

Он быстро стер их рукавом.

– Знаешь, – девчонка казалась смущенной не меньше Гомера, – наверное, дождь все-таки может быть красивым. У меня таких воспоминаний нет. Можно, я буду помнить твое? И если хочешь, – она улыбнулась ему, – я буду в твоей книге. Ведь хоть от кого-то должно зависеть, чем все закончится»

 

заметка 7. короткой строкой 

написать на тему «метро 2034» можно еще много. столько же, или даже – два раза по столько же.  но сейчас я хочу просто наметить несколько тем, которые можно было бы развернуть в полноценные заметки на несколько абзацев:

  1. идеальная машина убийства по имени хантер – человек с изуродованным лицом и деформированными моральными принципами. «Чтобы убивать, ему уже не нужны были причины, – говорит о нем автор, – он искал только поводы». впрочем, есть у него и вторая ипостась, которая «пытается спасти людей», но большую часть времени спит где-то в глубине подсознания. итак, кто из них возьмет верх, когда огнеметы штурмовой группы будут направлены в сторону метро «тульская»?
  1. фантастический бестиарий. тоже, благодатная и интересная тема – разные мутанты в самых разным физических и ментальных воплощениях, населившие наземную и подземную москву после ядерной катастрофы. не все представляют опасность, но со всеми надо бороться. впрочем, описан этот зоопарк довольно поверхностно, как бы действительно – со стороны внешнего наблюдателя, которому хватает нескольких секунд и одного только вида, чтобы испытать ужасный ужас, очень часто – в последний раз в жизни.
  1. продолжение следует. начал было пересчитывать, сколько книг в серии «вселенная метро 2033», но быстро сбился со счета, да еще и новые анонсируются:) много в общем книг и много авторов, и мир «метро 2033» и правда – становится очень-очень широким. теперь это не только москва, но и другие города: санкт-петербург, нижний новгород, казань, далее везде где есть метрополитен.

для первоначального ознакомления выбрал пока что туллио аволедо «корни небес», андрей дьяков «к свету» и «во мрак», андрей ерпылев «выход силой». ++ совершенно неожиданно обнаружил в интернете аудиокнигу с продолжением сюжетной линии «метро 2033» (то есть дальнейшие приключения артема) – чтож, будет что в дороге послушать:)

очень сильно надеюсь, что не останусь разочарованным:)))))

резюме 

читать однозначно. а вот отрицательные отзывы об этой книге – не читать. однозначно.

Нет ответов пока

Вы должны ввойти чтобы оставить комментарий.