проверено – мин нет!

Май 16 2013

globusотзывы в интернете были самыми благожелательными. сама тема (женщина-сапер на войне) – тоже привлекала. название фильма было просто зазывное: «о тех, кого помню и люблю». достаточно ли этого для того, чтобы смотреть фильм с интересом?

<осторожно – спойлеры!>

старший лейтенант васильев прибывает из госпиталя в свою часть, и ему поручают натаскать взвод новобранцев – девушек-добровольцев из ленинграда, научить их саперному делу (точнее – разминированию).

о тех, кого помню  и люблю
ленфильм, 1973.
режиссеры: анатолий вехотко, наталья трощенко.
в ролях: валерий золотухин, екатерина васильева.
(просмотрено 12.05.2013)

ну, тема того, как мужчина является командиром женского подразделения достаточно проработана отечественным кинематографом («небесный тихоход», «крепкий орешек», «а зори здесь тихие» и мн. др.), к слову сказать, гендерная тема в фильме не поднимается. просто мужчины, просто женщины, просто идет война.

снято по мотивам документальной повести п. заводчикова и с. самойлова «девичья команда».

заметка 1. медленно и печально

несмотря на то, что фильм довольно короткий (1:15 ч), он еще и довольно протяжный – действие идет медленно-медленно, динамика практически отсутствует, и только зима, внезапно сменившаяся на лето говорит о том, что время внутри фильма не остановилось:)

отступление хронологическое. основной сюжет фильма оформлен как флешбэк – воспоминание жителя мирного ленинграда о военных годах. про то, что флэшбэк – это частый прием в военных фильмах, я уже говорил сто раз.

время остановилось настолько, что из совершенно неопытных и ничего не умеющих девушек – вдруг внезапно выросли профессионалы по разминированию. это действительно очень неожиданно, вот их вызывают проверить здание будущего штаба, офицер не верит, что сержант меньшикова со своими девчонками справится с этим заданием, но:

— а может быть вы сперва поинтересуетесь, сколько мин сняло наше подразделение?
— интересуюсь.
— на прошлой неделе разменяли 18-ю тысячу.

о тех, кого помню  и люблю

отступление арифметическое. я пробовал сосчитать, но у меня вышло что-то запредельное. берем по максимуму: допустим они ровно половину войны через день (!!!) занимались разминированием – (1418/2) /2 ~ 355 дней. 18 000 / 355 = 50,7 мин в день. отделение = 8 человек. 50,7 мин / 8 человек = 6, 33 мины на человека в день.

реально? да, если брать цифры по максимуму, завысив количество дней, когда они занимались разминированием (по сюжету до конца войны есчо далеко), значит реальная выработка на человека при показателе 18 000 должна быть гораздо-гораздо больше. вот тут уже сомнения в реальности. надо матчасть поучить, ну были, наверное, и такие примеры.

заметка 2. закрытые характеры

пройдет еще немного времени, и сержант меньшикова погибнет, накрыв собой мину, чтобы спасти остальных. героический поступок, мгновенно принятое решение, да и смерть красивой женщины по всем законам жанра должна вызывать бурю эмоций, но вот – нет. нет той экспрессии, которая возникала, возникает и будет возникать когда погибает женя комелькова из «тихих зорей». характеры героев остались тайной съемочной группы, поэтому и особой экспрессии нет.

заметка 3. красивая цитата

наверное, они могли бы и умные книжки читать, и изучать разные хитрые науки. а что — у некоторых было по 9 классов, а кое у кого – и по 10. или чего проще – могли бы и замужем быть и детишек растить.а им пришлось изучать солдатскую науку. не женское это дело – война. да оно и для нас занятие неподходящее….

заметка 4. гламур войны

в противовес современным российским фильмам про гламурных летчиц-истребителей, интересно сравнивать как эта женской красоты на войне подавалась в советском кинематографе.

вот и тут тоже – из целого взвода можно выделить всего двух красавиц: риту меньшикову и катю сомову. вот сомова читает стихи, которые ей прислал жених:

о тех, кого помню  и люблю
кому сделал предложение красавец дагун догадаться – несложно:)

кому сделал предложение красавец дагун догадаться – несложно:)

ну а если говорить о личных предпочтениях, то мне очень понравился образ командира взвода горюновой, она в фильме вышла какая-то – правильная, что ли. такой, какими, наверное, и были многие женщины на войне: не женщина, а военнослужащий красной армии:

о тех, кого помню  и люблю
старший лейтенант васильев и зина горюнова

to do. написать отдельный пост про тему гламура в военных фильмах.

заметка 5. незакрытые линии

не знаю, как другим, но лично мне не нравится, когда в фильме/книге начинается интересная (= продуктивная на события) сюжетная линия, и вдруг – резко обрывается, будто ее и не было. зрители/читатели – додумайте сами!

вот например в этом фильме: свадьба кати сомовой и дагуна, за несколько часов до его отправки на фронт. потом саперы дружной (и в основном женской) компанией отмечают это событие, и…. и все. что было дальше в жизни молодой семьи покрыто мраком, а ветть тема и правда продуктивная.

еще один «недописанный сюжет» – сапер нина булкина, испытывающая тайную страсть к командиру – старшему лейтенанту васильеву. вот она получат ранение, и он везет ее в госпиталь: «учти, ждать я тебя буду, не как командир, понимаешь? я тебя всегда отличал, виду не подавал только». и тэ дэ. взаимная симпатия в общем:)

потом долго ждет писем от нее (а другие девушки скрывают – не хотят расстраивать командира тяжелым положением нины), в общем – типовое нормальное развитие подобного сюжета:) и вот нина возвращается в часть, аккурат под день победы.

о тех, кого помню  и люблю

и вот они наконец-то встретились в этот символичный день.
обнимаются,
целуются,
И – НАЧИНАЮТСЯ ТИТРЫ!!!!!

у кого богатая фантазия – сами додумайте, хорошо им было или – наоборот. нет, ну серьезно, в фильме временами мелькает прямая речь героя – воспоминания из мирного будущего, но в этом миром будущем про нину булкину нет ни слова.

to do. написать отдельный пост про тему открытого финала. красивую фразу уже нашел: «зачем в первом акте вешать на сцену ружье, если оно так и не выстрелит?»

резюме

стоит ли смотреть фильм, про который в интернете – только положительные/восторженные отзывы? не знаю, как другие, лично я никакого восторга не испытал. фильм из категории тех, что прекрати смотреть в любом месте – и совсем не жалко будет.

и совсем не интересно, что там дальше.

Нет ответов пока

Вы должны ввойти чтобы оставить комментарий.