интриги мадридского британского двора

Янв 26 2015

даже книга, которую вы посчитали неудачной, может оказаться довольно поучительной – все, ветть, зависит от точки зрения:)

не скажу, что книга прибавила интереса к британской истории, хотя по всем признакам так оно и должно быть. отчасти потому что ричард III оказался для меня «темной лошадкой» (и с трагедией шекспира я не знаком), а повествование начинается с места и в карьер, требуя хоть минимальной подготовки и какой-то точки зрения в этом вопросе. нет, по ходу дела вникаешь быстро (да и в энциклопедию всегда полезно заглянуть), но поначалу чувствуешь себя «не в своей тарелке»:)

если не спойлерить о результатах расследования то писать больше не о чем, то хотелось бы затронуть несколько моментов, которые сопровождают чтение романа. первый и самый главный — роль искусства в формирование репутации исторической личности. конечно, роль шекспира в формировании отрицательного образа ричарда III довольно большая – никто не отнимает у автора право на вымысел или свободную трактовку образа, просто иногда эта ситуация выходит из-под контроля.

хороший пример – пушкин и его «маленькая трагедия» про моцарта и сами знаете кого. лично у меня нет никаких сомнений, что автор вовсе не собирался «прославить» сальери в веках, он просто выбрал образы двух композиторов для раскрытия темы «гения и злодейства», но многие ли обэтом задумываются? зато все считают сальери виновным в смерти великого композитора, хотя это и не так.

второй момент — в своем романе, джозефина тей пытается восстановить историческую справедливость, и по сути дела, перед нами научно-популярная статья на тему «виноват ли ричард III в смерти принцев-племянников?», раскатанная в детективное расследование. ход очень удачный – в этом случае все выглядит куда более растянуто интереснее и доступнее широкому читателю. а что – хороший способ популяризации спорных вопросов в истории:))

и на третье — мне очень нравится, когда грандиозные выводы делаются «на кончике пера», за счет собственных интеллектуальных построений, и в буквальном смысле слова — никуда не отлучаясь из больничной палаты. ну может быть не открытие планеты нептун, но что-то в этом роде, показывающее, что правильный анализ доступных всем данных – двигает вперед и науку, и литературу:)

======================

аллюзии и примечания:

«хороший пример – пушкин». еще один «хороший пример» – александр невский, стереотип о котором, как о защиитнике отечества, во многом сформирован благодаря одноименному фильму. исторический александр был далеко не таким харизматичным героем, для этого достаточно, хотя-бы, заглянуть в труды карамзина, но сколько человек посмотрело фильм, а сколько – читало карамзина? :)))

«никуда не отлучаясь» — мне сразу вспомнилось «окно во двор» уильяма айриша, с немного сходным сюжетом «прикованности» главного героя.

Нет ответов пока

Вы должны ввойти чтобы оставить комментарий.